26.12.2006
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 26.12.2006   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


26.12.2006






























Полярное слияние Наука

Уральское отделение РАН взялось за освоение севера






Собрание открылось традиционным награждением лауреатов премии УрО РАН имени выдающихся ученых Урала, а также вручением высшей награды отделения - Золотой медали имени академика С.В.Вонсовского. Нынче этой медали удостоен химик академик Геннадий Швейкин. Символично, что сессия проходила в Институте металлургии, с петровских времен - составляющей основы экономики опорного края державы. Уральское металлургическое производство на подъеме и сегодня. Только в этом году в Свердловской области введены новые мощности по выпуску двух с половиной миллионов тонн стали, а вообще экономический потенциал региона за последнюю пятилетку возрос в полтора раза.



Однако темпы роста могли бы быть выше, если бы не сдерживающие факторы. Так, значительная часть сырья для металлургических заводов в регион поступает сегодня из-за границы, а это далеко и дорого. Тогда как, по некоторым данным, на Полярном Урале и прилегающих к нему территориях имеются огромные запасы так называемых твердых полезных ископаемых. Есть мнение, что, если до них добраться, научиться извлекать и доставлять, регион и вся Россия будут обеспечены необходимым сырьем на сотни лет вперед, а машиностроение получит мощнейший импульс.


Достижению этой цели призван служить мегапроект “Урал промышленный - Урал Полярный”, уже получивший статус государственного. Речь идет о создании транспортного коридора, прежде всего железной дороги, по восточному склону Уральского хребта. Связанным с ним проблемам, возможностям и была, главным образом, посвящена прошедшая сессия Общего собрания.


Семь прозвучавших докладов отразили самые разные аспекты темы. Доктор геолого-минералогических наук Кирилл Иванов говорил о месторождениях Уральского Севера и их значении для проекта. Представленные в его лице исследователи Уральского государственного горного университета, институтов геологии и геохимии, геофизики УрО РАН давно работают на Приполярном и Полярном Урале и получили множество серьезных результатов. В 2004 году большой коллектив ученых во главе с Виктором Коротеевым за создание научных основ развития уральской рудной минерально-сырьевой базы был удостоен премии Правительства РФ. Особенно эти изыскания активизировались в 2005 году, после того как названный проект был одобрен президентом В.Путиным.


С точки зрения академических специалистов, ископаемых на севере действительно много и самых разных, однако каким образом включить их в реальную экономику - вопрос сложный. В геологии есть понятия “запасы” и “ресурсы”, подчеркнул докладчик. Запасы - это то, что известно точно, ресурсы - то, что лишь предполагается. Так вот прогнозы ресурсов по тем или иным причинам нередко завышаются, их надо уточнять, корректировать и строить планы на основе достоверных данных. У уральских геологов есть ряд программ конкретной деятельности в этом направлении, они не раз обращались с ними к властям, но ответа до сих пор не получили. К.Иванов призвал собравшихся объединиться и действовать сообща, чтобы потенциал Уральского отделения академии в реализации проекта был задействован полностью.


Директор Института промышленной экологии Виктор Чуканов представил программу прогнозирования экологических последствий интенсификации промышленного освоения Урала. Совершенно ясно, что последствия вмешательства в природу, которое может изменить ее самым неожиданным образом, надо предсказывать, причем не по старинке, а комплексно, с применением современных методов системного анализа.


В целом в мире работы по созданию инструментария стратегической экологической оценки последствий интенсивного промышленного освоения территорий находятся на начальной стадии. Но в УрО РАН определенный опыт в этой области накоплен. Институт промэкологии активно использует такой инструментарий и получает уникальные данные. Доказано, например, что среди последствий известной аварии на предприятии “Маяк” в Челябинской области радиационный фактор не является главным, и вообще существующая традиция списывать все проблемы на какой-то один, основной, загрязнитель некорректна. Использование в проекте имеющегося опыта не только поможет создать его глубокое экологическое обоснование, но и двинет вперед фундаментальную науку. По мнению В.Чуканова, речь должна идти не об адаптации известных подходов, а о разработке принципиально новой методологии.


Директор Института машиноведения Эдуард Горкунов посвятил доклад проблемам создания и безопасности эксплуатации систем жизнедеятельности, техники, машин и оборудования в условиях холодного климата. Сегодня на севере сосредоточен огромный парк разнообразной техники, большая часть которой не приспособлена для эксплуатации в экстремальных условиях. Так, на транспорте доля машин в хладостойком исполнении составляет в среднем 4-5%, в горнодобывающей промышленности - 2-3%, в строительстве - 1-2 процента. В холодный период их работоспособность снижается в 1,3-2,5 раза по сравнению с летним временем, себестоимость переработки горной массы увеличивается в два-три раза, затраты на ремонт и восстановление машин - в пять-восемь раз.


Поэтому в первую очередь ученые должны сосредоточиться на создании новых и улучшении известных хладостойких, высокопрочных, износостойких материалов, на изучении фундаментальных аспектов физической природы вязко-хрупкого перехода материалов при низких температурах. Необходимо разработать научно обоснованную систему критериев создания северной техники, методики комплексной оценки качества и надежности машин, соответствующую законодательную базу и нормативные требования по техногенной и экологической безопасности. Определенный опыт в этом у уральцев опять же имеется: еще в 1978 году под руководством академика Сергея Вонсовского была создана целая “северная” программа, но тогда ее по разным причинам не профинансировали. И теперь самое время вернуться к идеям патриарха.


Ольга Романова из Института экономики УрО РАН выступила с докладом “Промышленная политика как фактор структурной модернизации экономики Урала”. Она напомнила, что основной инструмент, с помощью которого развитые страны изменили облик национальной промышленности, - проведение так называемой industrial policy. Это политика государственной поддержки конкретных секторов экономики. Прежде всего - содействие в выводе промышленности из структурного кризиса. Для России это особенно актуально. Успех промышленной политики во многом определяется эффективностью механизмов ее реализации. Одним из них как раз и может стать система приоритетных промышленных проектов - таких, как “Урал промышленный - Урал Полярный”.


Для условий севера актуально создание экологически безо­­пасных автономных систем энергоснабжения. Основой такой альтернативной энергетики могут стать расплавленные карбонатные топливные элементы (РКТЭ), о работе над которыми говорил Валентин Некрасов из Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН. Важнейшее преимущество РКТЭ - возможность использования дешевых и экологически чистых возобновляемых видов топлива. Широкое использование РКТЭ сдерживают небольшой ресурс работы энергетических топливных установок и, соответственно, высокая стоимость производства электроэнергии. В Институте высокотемпературной электрохимии получены результаты, приближающие решение этих проблем.


Заместитель директора Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир Богданов подробно рассказал о состоянии рыбных ресурсов восточного склона Приполярного и Полярного Урала. Как известно, рыба - одно из главных богатств севера, от которого зависит жизнь его коренных народов, и важнейшая часть экосистемы, отличающейся высокой ранимостью. Пока, насколько мы поняли, эта экосистема более или менее в порядке, количеству и качеству ее “рыбного населения” больше вредит неконтролируемый промысел, чем промышленность. Но с осуществлением мегапроекта ситуация может измениться. Если железная дорога будет проходить рядом с крупными нерестилищами, это чревато серьезными последствиями. Нужно создавать особо охраняемые территории, которых достаточно на западном склоне Урала, но нет на восточном, принимать другие природо- и “рыбозащитные” меры.


Наконец, Владимир Тимошенко, возглавляющий филиал Института истории и археологии УрО РАН в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ), рассказал об истории замысла “Урал промышленный - Урал Полярный” и о его эволюции. История эта уходит своими корнями в прошлые века, когда были предприняты первые попытки соединить северную и европейскую части страны. В начале 1920-х годов власти СССР решили интенсифицировать эту работу, но до конца дело не довели. Затем к идее неоднократно возвращались, под нее выделяли гигантские средства, но позже по разным причинам оставляли. То, что сегодня замысел получил новый импульс, по мнению докладчика, закономерно. Но при его осуществлении надо учитывать уроки прошлого, в частности, необходимость координации деятельности участников.


Из последующей дискуссии особенно запомнилось выступление директора Института геологии Коми НЦ УрО РАН Николая Юшкина (которому недавно присуждена премия “Триумф”). Николай Павлович, одобрив доклад Кирилла Иванова, отметил недопустимость преобладания политических амбиций при разработке таких масштабных и дорогих проектов, как “Урал промышленный...”. Очень важно, сказал он, чтобы академическая наука оставалась выше интересов конкретных чиновников и сохраняла здравый смысл.


Директор Института геологии и геохимии УрО РАН В.Коротеев говорил о недопонимании между академическими геологами и координирующим мегапроект Сибирским научно-аналитическим центром, директор Ботанического сада отделения Сергей Шавнин - о необходимости мер по сохранению лесов, руководитель Института металлургии Леопольд Леонтьев - о создании новых материалов, заведующий лабораторией Института горного дела Анатолий Мухаметшин - об актуальности разработок геоинформационных систем.


...Завершая сессию, председатель УрО РАН академик Валерий Черешнев подчеркнул, что мегапроект “Урал промышленный - Урал Полярный” - связан не только с освоением недр и новых ресурсов. Прежде всего он призван решить проблемы людей, создать новые рабочие места, позитивно повлиять на здоровье северян. Надо покончить с пресловутым “вахтовым методом” и сопутствующими ему инфарктами, а также с ситуацией, когда для оказания элементарной медицинской помощи человеку надо вызывать вертолет. В будущем году, году 75-летия академической науки на Урале, все эти темы вновь будут обсуждаться на “северном” социально-экологическом конгрессе, который уже в третий раз будет организован при участии отделения.




Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок