01.11.2005
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 01.11.2005   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


01.11.2005

На прошлой неделе Владимир Путин обсуждал национальный проект в сфере образования с представителями научной и преподавательской элиты, которые составили Совет по науке, технологиям и образованию при президенте РФ. Основной доклад был сделан Людмилой Вербицкой, заместителем председателя cовета и ректором Санкт-Петербургского университета, который окончил президент и в котором обучаются его дочери Маша и Катя. По мнению Вербицкой, сидевшей по правую руку от президента, в России очень много вузов - уже 3 тысячи, но хорошее образование дают только 150, а настоящими исследовательскими центрами являются от силы 25-30.

Америки учитель Кати и Маши Путиных не открыла. Начиная с 1995 года прирост количества студентов составляет ежегодно 7-15%, опережая все демографические показатели. И уже близок максимум, то есть чуть не все выпускники школ становятся студентами, что отнюдь не проблема при повсюду словно грибы возникающих платных образовательных учреждениях. Тяга к знаниям - вещь хорошая, но государство обязано, лицензируя вузы, следить за содержанием образования, поскольку именно оно несет ответственность за качество государственных дипломов.

В 2004 году на 10 тысяч человек населения приходилось 480 студентов, а в начале 1990-х всего 189 студентов. Сейчас в России 662 государственных и муниципальных вуза, в них обучается 5,9 млн студентов. Кроме того, 315 негосударственных вузов тоже получили государственную аккредитацию, это еще 1 млн студентов, или 15% от общей численности студентов в России. Кстати, в государственных и муниципальных вузах на бюджетном обеспечении обучается только половина студентов, а на младших курсах даже меньше половины. И стоимость обучения в государственных вузах постоянно растет: сейчас она в 2 раза выше, чем в 2000 году, и поднялась до 14 тысяч рублей за семестр.

Людмила Вербицкая назвала лишь 8 государственных университетов "национальным достоянием России", предложив опереться на них при реализации национального проекта, хотя и не перечислила их конкретно. Но эти вузы уже и сейчас имеют немало преференций, в том числе при финансировании. Затраты на одного студента в МГУ выше, чем, скажем, в Казанском университете, и еще выше, чем в провинциальном педагогическом вузе. И потому трудно понять, в чем революционная новизна предложения Вербицкой о выделении лучшим университетам, а также еще 20-25 высококлассным университетам приоритетного финансирования. Все это имеет смысл только в том случае, если университетские центры на самом деле намерены стать центрами по реализации национального проекта в сфере образования, но этой инициативы пока не видно. И придет ли за финансированием инициатива - это вопрос по нашим реалиям вечный.

Национальный проект предполагает стимулирование инновационных программ через финансирование образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов (более 30 вузов и 6 тысяч школ). Это информатизация образования, предполагающая за 2 года подключить к интернету более 20 тысяч школ. Это господдержка инициативной и талантливой молодежи - 5 тысяч грантов. Предполагается и развитие системы профессиональной подготовки в армии, что в перспективе, как намечено, приведет к превращению воинской службы в "эффективный современный институт образовательной и профессиональной подготовки" - 100 центров. Наконец, это создание на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов и даже двух бизнес-школ, которые будут обеспечивать прорывные технологии обучения. Намечено материальное стимулирование классных руководителей (900 тысяч человек получат дополнительно 1 тысячу рублей). А также поощрение на конкурсной основе лучших школ и 10 тысяч лучших учителей, каждый из которых получат по 100 тысяч рублей. Последний пункт по-своему забавен: в России 15,5% учителей имеют высшую квалификацию, но получают всего 2 600 рублей. А университетский профессор, к слову, имеет ставку 6 900 рублей, что тоже смешно.

Расходы консолидированного бюджета на образование составили в 2004 году 593,4 млрд рублей, или 3,6% ВВП. В 2006 году объемы финансирования сферы образования резко увеличатся. 9 млрд рублей будут направлены на инвестиции в качество, еще 3 млрд рублей потребует формирование сети национальных университетов, 1,5 млрд рублей - информатизация образования. На поддержку талантливой молодежи будет выделено 0,2 млрд рублей, еще 0,3 млрд рублей - на развитие сети профессиональной подготовки в армии.


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок