29.12.2007

29.12.2007

Итоги журнала "Science" за 2007 год

27.12.2007

Журнал "Science" опубликовал список самых крупных научных достижений 2007 года

Вполне ожидаемо на первом месте оказались исследования ДНК человека. Но если прежде генетики занимались геномом человека как вида, то теперь акцент перенесен на исследование ДНК индивида. В редакционной статье "Science" говорится: "Еще менее года назад главным направлением исследования было сравнение вариаций между нами и нашими ближайшими родственниками - приматами, что позволяло лучше понять генетическую эволюцию, которая привела к появлению человека. Сегодня мы сменили акцент: теперь мы спрашиваем не о том, что делает человека человеком, а о том, что делает конкретного человека именно этим человеком - меня мной".

Как рассчитывают ученые, техника, которая позволяет сканировать сотни тысяч индивидуальных генетических вариаций, поможет отслеживать особенности каждого человеческого организма и предсказывать возможное развитие болезней. Такие индивидуальные генетические карты показывают, почему и как работает или не работает геном данного человека.

Мы, судя по всему, стали на шаг ближе к разработке индивидуальных лекарств и очень ранних предсказаний болезни - болезни которой еще нет, но которая может развиться в организме человека. Другим выдающимся результатом "Science" считает работу японских генетиков, которым удалось создать перепрограммируемые клетки. При помощи технологии генетического перепрограммирования клетку кожи мыши вернули в эмбриональное состояние, чтобы затем вырастить нужную ткань или орган. Если технологию удастся адаптировать к человеческим клеткам, это будет означать, что для выращивания нового сердца, печени или почек можно будет использовать клетки кожи самого пациента. Впрочем, до этого еще далеко, но необходимо отметить - это не фантастика. Возможность получения эмбриональных стволовых клеток снимает все этические проблемы, связанные с использованием клеток реальных эмбрионов.