РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 19.08.2008   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


19.08.2008

И НСОТ, и МРОТ
в одном флаконе


Трудности переходного периода


С 1 декабря 2008 года ряд федеральных бюджетных учреждений должен перейти на новые системы оплаты труда. Таково постановление № 583 правительства РФ, подписанное его председателем Владимиром ПУТИНЫМ 5 августа. (Полный текст постановления опубликован на стр. 8 - 9 в печатной версии этого номера “Солидарности”.) За комментарием мы обратились к председателю Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галине МЕРКУЛОВОЙ.


- Галина Ивановна, в сентябре 2007-ого вышло постановление правительства РФ № 605 об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей. Чем отличается новое постановление?

- Можно сказать, что постановление № 583 - логическое продолжение предыдущего. В частности, в нем предусматривается больший уровень самостоятельности руководителя учреждения в установлении уровня оплаты труда работников. При этом повышается ответственность руководителя за качество и эффективность работы учреждения и, следовательно, за подбор и расстановку кадров. Принципиально новое в постановлении № 583 то, что правительство решило не устанавливать базовые оклады и базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам. А в предыдущем документе это было предусмотрено. И в этом случае базовые оклады могли стать минимальными государственными гарантиями уровня оплаты труда для работников всех бюджетных учреждений - в зависимости от уровня профессиональной подготовки, сложности и специфики работы.


- Каковы обоснования данного решения?

- В правительстве не готовы устанавливать базовые ставки и оклады. По информации Минздравсоцразвития, одна из причин - отсутствие объективных статистических данных о фактической численности персонала по всем категориям работников бюджетной сферы. Другая - резкое различие в объемах фондов оплаты труда учреждений по разным видам деятельности.


- Единый подход в новом варианте не предусмотрен?

- На разработке положений по оплате труда, определяющих основные подходы, правила формирования новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных бюджетных учреждениях, настаивали профсоюзы. В результате постановлением № 583 Министерству здравоохранения и соцразвития поручено утвердить до 15 августа рекомендации по разработке главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений. А до 1 сентября - на основе рекомендаций Минздравсоцразвития федеральные ведомства должны разработать примерные положения. И уже на этой основе каждое федеральное бюджетное учреждение должно разработать свои положения по оплате труда. Все это надо завершить до 1 октября, то есть за два месяца до установленного срока введения НСОТ.

Профсоюзы обеспокоены тем, что все нововведения должны быть разработаны и вступить в силу в очень сжатые сроки. В предыдущем постановлении предусматривалось, что сроки введения НСОТ в конкретном виде деятельности будут определяться с учетом предложений соответствующего федерального органа исполнительной власти. Теперь определено, что все федеральные бюджетные учреждения переходят на НСОТ одномоментно - с 1 декабря. Будут ли все они полностью готовы к этому сроку? Ведь сейчас только в самом разгаре процесс подготовки рекомендаций и положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, а также рекомендаций по заключению трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним с каждым работником.


- Какие еще вопросы, связанные со вступлением в силу нового постановления, вызывают обеспокоенность профсоюзов?

- Указом президента с 1 декабря на 30% должны увеличиться фонды оплаты труда учреждений, которые переходят на НСОТ. Нас очень беспокоит финансовое обеспечение этого перехода. Да, с 1 декабря вводится новая система, но до конца года МРОТ составляет 2300 рублей, а с 1 января должен увеличиться до 4330 рублей, то есть почти в 1,9 раза. И профсоюзы настаивают на том, чтобы в бюджете были предусмотрены соответствующие средства на обеспечение этих двух социальных мер. Иначе вряд ли получится обеспечить одновременно исполнение федерального закона о новом МРОТ и достаточную дифференциацию в оплате труда работников с учетом качества и эффективности труда при введении НСОТ. То есть вряд ли удастся реализовать те цели, которые сегодня ставит правительство РФ. Ведь только в системе образования 35% работников сейчас имеют зарплату меньше 4330 рублей. В прошлом году с сентября был установлен МРОТ в 2300 рублей, с увеличением более чем в два раза, а зарплату бюджетникам одновременно было предусмотрено увеличить только на 15%. И тогда из-за нехватки средств для исполнения закона о новом МРОТ пришлось часть фонда оплаты труда направить не на стимулирование качественного труда, а на доплаты работникам, зарплата которых была ниже 2300 рублей.

Кроме того, нас волнует, как в данной ситуации в целом по России будет обеспечиваться реализация в отношении работников бюджетных учреждений статьи 134 ТК РФ, предусматривающей индексацию зарплаты с учетом инфляции. А это уже касается работников всех категорий в бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

Кроме того, нас не может не беспокоить дальнейшее развитие ситуации с введением НСОТ в государственных учреждениях субъектов РФ и в муниципальных учреждениях, на которые 583-е постановление сегодня не распространяется, в первую очередь, в части финансирования. Нас заверяют, что российские регионы в основном справятся сами. Но сегодня нам не понаслышке известно, как происходит введение НСОТ в регионах, например, в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования. Там, как правило, реформирование системы оплаты труда проводится во многом с опорой на внутренние резервы отрасли, и поэтому идет серьезное сокращение работников.


- С точки зрения профсоюзов - каков прогноз последствий введения НСОТ?

- Мы понимаем, что процесс этот будет обязательно сопровождаться оптимизацией сети образовательных учреждений и сокращением численности работающих. Кроме того, трудно надеяться и на кардинальное увеличение зарплаты. Но первый и очень непростой шаг сделан. Профсоюзы настаивают на том, чтобы было принято решение о ежеквартальном мониторинге, позволяющем иметь объективную картину введения НСОТ, как позитивных, так и негативных сторон этого процесса, чтобы не допустить обострения социальной напряженности в коллективах бюджетных учреждений.

Учреждениям дано право формировать свои положения по оплате труда работников на основе рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, но с учетом специфики деятельности учреждения, его финансового положения. Положения по оплате труда могут стать инструментом материального поощрения работников в зависимости от установленных критериев оценки их труда. Вместе с тем нам очень хотелось бы, чтобы при формировании НСОТ должное внимание было уделено вопросам, связанным с повышением окладов, ставок зарплаты работникам, устанавливаемых в зависимости от уровня профессиональной подготовки, сложности и ответственности выполняемой работы. И мы тоже даем свои предложения по этому поводу.

В предстоящей работе будет сложно в первую очередь самим учреждениям. Очень важно то, насколько зрелы коллективы, насколько заинтересованно и ответственно будут решать эту задачу руководители учреждений и профорганизации. Ведь положения по оплате труда должны разрабатываться как приложение к колдоговору, что предопределяет намерение и необходимость вести конструктивный социальный диалог в ходе подготовки к введению НСОТ. Это непросто и потому, что оценка качества труда работника, непосредственно влияющая на уровень оплаты, установление большей дифференциации в оплате труда людей, работающих в одном коллективе, всегда воспринимается болезненно.

Вопросов много, хотя, в принципе, понятно, что перемены нужны. И каждый руководитель должен нести полную ответственность за кадровую ситуацию в учреждении, за уровень оплаты труда каждого работника, за объективность оценки его труда. А работник, в свою очередь, должен осознавать, почему его зарплата складывается таким образом (и помогать в этом должна ясная и прозрачная система критериев оценки труда) и что ему нужно сделать, чтобы выйти на новый уровень квалификации и, следовательно, иной уровень материального вознаграждения.

Беседовала Наталья КОЧЕМИНА


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок