РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 05.08.2006   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


05.08.2006

Материалы Финансово-экономического управления РАН

 

Задать вопросы в адрес ФЭУ РАН можно на форуме Финансово-экономического управления РАН


Информация для учреждений



27.07.06        


Предлагаем Вашему вниманию информацию о реализации Российской академией наук поручения Президента Российской федерации от 17 августа 2005 г. № Пр-1362 о модернизации академического сектора науки. 


Свое мнение по данной проблеме Вы можете изложить на форуме Финансово-экономического управления РАН.



ИНФОРМАЦИЯ


о реализации Российской академией наук поручения Президента Российской Федерации от 17 августа 2005 г. № Пр-1362


В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 13 января 2005 г. № Пр-27 и от 17 августа 2005 г. № Пр-1362 и Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № МФ-П7-4201 Минобрнауки России и Российская академия наук приступили к разработке организационных решений по модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки.


Эти меры, и внесенныые в их исполнение предложения по оплате труда и численности работников, необходимом для этих целей фонде заработной платы на 2006-2008 годы, предусматриваются в пределах минимальных объемов финансирования научных исследований гражданского назначения, определенных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации.


Общий объем средств федерального бюджета на научные исследования и разработки в 2006 году составит 71,7 млрд. рублей, из которых 25,3 млрд. рублей предусмотрено направить на финансирование учреждений Российской академии наук (с ростом в 1,27 раза против 2005 г.). Фонд заработной платы сотрудников РАН составит 14,4 млрд. рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2005 г). Доля фонда заработной платы с начислениями составит 56,9 % в общих расходах Академии (против 47,1 % в 2005 г.).


Это позволяет, при жестком ограничении «незарплатных» расходов, обеспечить реализацию первоочередных мер, намеченных Академией.


Разработанные меры сосредоточены на проблемах, изложенных в предложениях РАН, одобренных Президентом Российской Федерации.


Прежде всего – это вопросы сохранения и укрепления кадрового потенциала Академии, без решения которых все другие меры неэффективны.


Ключевое место здесь принадлежит проекту по совершенствованию в 2006-2008 гг. оплаты труда научных сотрудников РАН, предусматривающего её увеличение за этот период практически в 5 раз.


Эта задача конкретизирована постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук».


Постановлением определены должностные оклады работников (с поэтапным повышением), принципы формирования фонда заработной платы и численности работников Академии, даны поручения по подготовке необходимых документов, определен перечень учреждений, на которые распространяется новый порядок оплаты труда.


Вместе с тем, только неоднократно высказанная Президентом РФ поддержка этого проекта и настойчивость, проявленная непосредственно премьер-министром М.Е.Фрадковым и первым вице-премьером Правительства РФ Д.А. Медведевым, позволили обеспечить согласование и принятие этого постановления. Но и в этих условиях, постановление было принято только в конце апреля этого года, т. е. через 9 месяцев после поручения Президента РФ, при том, что все его основные финансовые параметры, определенные в сентябре прошлого года, практически не изменились.


Во многом задержка согласования проекта постановления Правительства РФ была связана с тем, что, помимо субъективного нежелания чиновников решать предусмотренные поручением Президента РФ вопросы оплаты труда научных работников, возникли и чисто технические проблемы. Например, Министерство финансов РФ, ныне взаимодействует только с «субъектами бюджетного планирования», т. е. в данном случае – Минобрнауки России, не принимая никаких документов непосредственно от Академии наук.


Поэтому, все вопросы, возникающие в ходе согласования проекта постановления Правительства РФ, решались не с работниками Академии, а только через Минобрнауки России, которое запрашивало соответствующие материалы у Академии. Президиум РАН готовил материалы, представлял их в Минобрнауки России, а Министерство – в Минфин России. В результате вопрос, решение которого требовало ранее максимум одного дня, решается в течение как минимум 3-х дней.


Постановление было введено в действие с мая, а практически с июня, т. е. в середине финансового года, в начале отпускного периода, что создало дополнительные трудности в его реализации. Выполнение постановления связано с существенным перераспределением средств между подразделениями РАН и направлениями их расходования, требующим согласия с Министерством финансов РФ. Такое согласие (уточненная бюджетная роспись) было дано Минфином России только в конце мая.


Задержка с выходом постановления осложнила выполнение требований по значительному (20 процентов за 3 года, т. е. около 7 процентов в год) сокращению численности работников научных учреждений Академии. Увольнение работника по инициативе администрации – процедура весьма длительная, занимающая не менее 3-х месяцев. Президиум РАН заранее готовился к этой работе, но формально приступить к ней можно было только после официального выхода постановления Правительства РФ.


Президиумом РАН разработаны и осуществляются меры по смягчению социальных последствий столь существенного сокращения работников. В частности: переход сотрудников, занятых выполнением преимущественно прикладными исследованиями и работами инновационного характера на ставки финансируемые из соответствующих внебюджетных источников; перевод работников пенсионного возраста на условия неполной занятости, с частичной компенсацией оплаты их труда за счет внебюджетных средств; предоставление высвобождаемым сотрудникам возможности работы по договорам гражданско-правового характера и др.


Задерживается согласование и выпуск ряда нормативных документов, утверждение которых предусмотрено постановлением Правительства: положение об аттестации сотрудников, положение о конкурсном избрании научных сотрудников, квалификационные характеристики по должностям научных сотрудников, виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат. Проекты этих документов своевременно (в начале июня) были представлены Российской академией наук в Минобрнауки России для дальнейшего согласования и утверждения, но до настоящего времени реакции на них (за исключением документа о стимулирующих выплатах, по которому идет острая дискуссия с работниками Минобрнауки России) не получено.


Кроме этого, задержки объяснялись и причинами, лежащими внутри Академии наук. Поскольку проект распространяется не только на центральную часть РАН, но и на её региональные отделения, все документы, расчеты и обоснования требовались и от этих отделений, являющихся, по действующему законодательству самостоятельными главными распорядителями бюджетных средств. Любое изменение в планируемых расходах по Академии в целом требовало официального согласования с руководителями этих отделений, что существенно задерживало подготовку документов.


Важнейшее место в работе Академии по укреплению кадрового потенциала академической науки занимают вопросы привлечения в науку молодежи, закреплению в учреждениях РАН талантливых молодых ученых.


Помимо общих мер по повышению оплаты труда молодых работников, предусмотренных в рамках постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236, усилению финансовой поддержки таких зарекомендовавших себя форм работы как базовые кафедры вузов и научно-образовательные центры в составе учреждений РАН, Президиумом РАН предлагается развитие других форм материального стимулирования талантливой молодежи – внутриинститутских и межинститутских тематических конкурсов работ молодых ученых, конкурсов молодежных проектов с выделением дополнительных средств на их реализацию (внутриинститутских молодежных грантов). Соответствующие предложения направлены РАН в Минобрнауки России.


В целях закрепления талантливой молодежи в организациях РАН, в условиях жесткого ограничения численности работников, Президиумом РАН принято решение о введении при ведущих научных учреждениях Академии системы целевой стажировки молодых ученых успешно завершивших аспирантуру. Финансовые и организационные механизмы введения этой системы в настоящее время отрабатываются.


Проблемы, связанные с оплатой труда и сокращением численности работников осложняются нерешенностью вопросов повышения заработной платы всех категорий работников учреждений федерального подчинения.


Так, заработная плата работников большинства специальностей, имеющих общеотраслевой характер – библиотекари, бухгалтеры, сантехники и т. п. в Академии наук существенно ниже, чем у работников этих специальностей в учреждениях муниципального подчинения. В г.г. Москве и Санкт-Петербурге сотрудники муниципальных библиотек получают значительно более высокую зарплату, чем работники ведущих, всемирно известных научных библиотек Академии. Надбавки и доплаты, выплачиваемые работникам муниципальных учреждений из бюджета города, дополнительно к единым тарифам установленным Правительством РФ, на работников федеральных учреждений не распространяются. Академия, в соответствии с действующими нормативами не имеет средств для установления таких доплат.


Усложняет проблему отсутствие ясной перспективы по решению этой проблемы в политике федеральных органов. Объявленные Президентом РФ масштабные задачи и контрольные цифры, не подтверждаются прогнозами и плановыми показателями Минэкономразвития России и Минфина России.


Это вызывает дополнительную социальную напряженность в коллективах академических институтов, во многих из которых «ненаучная» часть составляет до 70 процентов. Учитывая, что большая часть профсоюзного актива состоит именно из этих работников, нерешенность проблемы приводит к акциям протеста со стороны профсоюзных органов.


Необходимо отметить, что на всех этапах разработки программы модернизации Академии, в т. ч. проекта по совершенствованию системы оплаты труда научных работников, все ее аспекты, включая ожидаемые цифры сокращения работников, неоднократно обсуждались с Советом профсоюза работников РАН. На этой основе принимались соответствующие решения Совета и подписывались протоколы и соглашения. Однако, после выхода постановления Правительства РФ о реализации проекта многие профсоюзные организации и, в первую очередь Совет Профсоюза работников РАН г. Санкт-Петербурга и Пущинского научного центра РАН встали в оппозицию к принятым решениям, выдвигая заведомо нереализуемые популистские требования о распространении принятых решений на все категории работников, отмене сокращения, увеличении общего бюджетного финансирования РАН.


В значительной мере эти требования и сопровождающие их акции профсоюзных организаций объясняются предстоящим в тот период Съездом Профсоюза работников РАН, на котором былот переизбирано руководство профсоюза и, соответственно, предвыборными амбициями отдельных функционеров союза.


Вместе с тем, популярности их заявлений способствует задержка в реализации проекта по совершенствованию оплаты труда и нерешенность вопросов с оплатой труда «не научных» категорий работников, о чем говорилось выше.


Отдельный, но очень важный вопрос в общей проблеме оплаты труда работников Академии наук – это вопрос оплаты труда руководителей и работников аппарата управления Президиума РАН, ее региональных отделений и научных центров.


Начиная с 2004 года уровень оплаты труда руководителей и работников аппарата управления ниже, чем у соответствующих категорий работников в научных учреждениях и, тем более, в аппаратах федеральных и муниципальных органов власти.


Попытки Академии решить эту задачу применительно к условиям оплаты труда работников федеральных органов исполнительной власти (как это было с момента образования АН СССР) не получили поддержку Минфина России и Минздравсоцразвития России на основании несоответствия статуса РАН статусу федерального органа исполнительной власти.


В связи с принятием постановления Правительства РФ о совершенствовании оплаты труда научных работников сложилась парадоксальная ситуация, при которой заработная плата вице-президента РАН почти вдвое ниже, чем оклад директора института.


Академия наук, используя свой статус ведущего научного учреждения страны, внесла соответствующие предложения, ориентируясь теперь уже не на оплату труда госчиновников, а на уровень оплаты труда в учреждениях РАН.


Однако есть опасения, что согласование и этого проекта потребует, как минимум, несколько месяцев.


Президиумом РАН осуществляются меры по реализации других мер, предусмотренных поручением Президента Российской Федерации от 17 мая 2005 г.


В их числе – совершенствование структуры Российской академии наук и ее учреждений.


Эта работа проводится, начиная с 2001 года в рамках созданной Президиумом РАН Комиссии по реструктуризации сети научных учреждений Академии.


За этот период структура Академии была существенно изменена. 18 отделений по направлениям и областям наук были укрупнены в 9 отделений. Соответственно уменьшилось и число вице-президентов РАН (с 12 до 8). Количество самостоятельных учреждений – юридических лиц в 2005-2006 гг. было сокращено на 27 ед., в основном путем укрупнения ведущих научных учреждений, присоединения к ним близких по научному профилю, но менее эффективных учреждений.


Академия наук не удовлетворена темпами этой работы, в первую очередь – сроками реализации принятых решений. Однако, учитывая сложность и многоаспектность проблемы (сохранение научных направлений и научных школ, кадровые и имущественные проблемы), а также длительность решения соответствующих вопросов в регистрационных и налоговых органах, форсирование eё решения, замена постоянной и вдумчивой работы временной компанией вряд ли целесообразна.


Серьезная работа проводится Академией по вопросу разделения и придания большей прозрачности взаимосвязи бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений РАН.


Президиум РАН принял решение об отдельном учете работников, занятых в основном прикладными исследованиями и работами инновационного характера и, соответственно, средств на оплату их труда. Более четко будет налажен учет расходов учреждений по работам, финансируемым из бюджетных и внебюджетных источников.


Однако в этой проблеме, помимо известной трудности разделения работ на «чисто бюджетные» и «чисто внебюджетные», есть и технические затруднения, связанные с тем, что действующие нормативные акты, в т. ч. новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях не предусматривают раздельного учета этих средств.


Более того, последние предложения Министерства финансов РФ предполагают зачисление всех внебюджетных средств в доход бюджета, что ещё более усложнит решение поставленной задачи.



Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок