РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 14.08.2006   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


14.08.2006

Больничный лист


Михаил Зурабов Министр здравоохранения и социального развития РФ

Существует ли такое понятие как «фармацевтическая безопасность страны». Что нужно, чтобы ее обеспечить и избежать зависимости от импорта?



В действующем законодательстве отсутствует понятие «фармацевтическая безопасность». По-видимому, речь идет о возможной зависимости российского здравоохранения от импорта лекарственных средств. Для того чтобы этого избежать необходим комплекс мер, направленный на развития кооперации и трансфера технологий производства лекарственных средств в РФ, внедрение российскими организациями-производителями лекарственных средств стандартов GMP, организацию производства в РФ фармацевтических субстанций. Кроме того, необходимо исключить из сферы обращения лекарственных средств «серый импорт», обеспечить прямые поставки лекарственных средств, выписывание лекарственных средств под международными непатентованными названиями. В указанном направлении уже ведется работа. В Государственную Думу РФ внесен одобренный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах», которым уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти, предлагается установить порядок определения отпускной цены на лекарственное средство за единицу продукции (потребительскую упаковку) по которой организация-производитель или организация оптовой торговли обязуются реализовать его на территории Российской Федерации, ввести норму, разрешающую приобретение лекарственных средств организациями оптовой торговли у зарубежных организаций только по прямым контрактам.



Какое оптимальное соотношение импортных и отечественных фармацевтических препаратов на рынке? Что нужно, чтобы его достичь?



У лекарств нет национальности. Основная задача — это обеспечение лечебного процесса качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами. В этой связи необходимо внедрение эффективных механизмов финансового обеспечения мер социальной и адресной поддержки населения в части лекарственного обеспечения, создание правовой базы для страхования лекарственной помощи, используя ресурсы медицинского страхования, развитие добровольного лекарственного страхования и совершенствование порядка предоставления лекарственных средств при оказании платных медицинских услуг.



Есть ли интерес у зарубежных компаний в получении наших технологий в области лекарственных средств и медоборудования? Каков объем российского производства/экспорта фармацевтических препаратов и медоборудования в процентах по отношению к импортным?



Такой интерес присутствует и проявляется он в основном в отношении продукции, получаемой биотехнологическим путем, и технологий в данной сфере деятельности. Экспорт российской фармацевтической продукции невелик и составляет 1-2% от общего количества лекарственных средств, произведенных в стране. Как правило, отечественные лекарственные средства экспортируют в страны СНГ, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.


Назовите причины увеличения случаев фальсификации лекарственных средств. Что делается для стабилизации ситуации?


Следует отметить, что точных данных по фальсифицированным лекарственным средствам не существует. По сведениям Росздравнадзора бракуется порядка 1% лекарственных средств, находящихся в обращении на фармацевтическом рынке, из них примерно одну треть составляют фальсифицированные лекарственные средства. Такое количество свидетельствует не о том, что в РФ в отношении ситуации с фальсифицированными препаратами все складывается благополучно, а о низкой выявляемости данных препаратов и недостатках существующей системы сертификации лекарственных средств. В течение года мы планируем сформировать территориальные органы Росздравнадзора и перейти к системе выборочного государственного контроля лекарственных средств, обеспечивающей эффективный контроль за оборотом лекарственных средств на внутреннем рынке. Еще одним инструментом в борьбе с фальсифицированными лекарствами является стандартизация, которая включает в себя внедрение правил GMP, а также правил оптовой и розничной торговли.


Каковы темпы развития высокотехнологических методов диагностики и лечения?


Темпы развития высокотехнологичных методов диагностики и лечения напрямую связаны с развитием медицинской науки и реформированием здравоохранения. Научными коллективами успешно разрабатываются и предлагаются для применения в широкой медицинской практике современные способы профилактики социально значимых и инфекционных заболеваний, ранней диагностики патологических состояний, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных, основанные на достижениях науки и применении новой медицинской техники и лекарственных препаратов нового поколения. Высокотехнологичные виды медицинской помощи требуют кадрового и материально-технического обеспечения и поэтому сегодня оказываются населению РФ только в клиниках научных и образовательных медицинских организаций, крупных медицинских центрах. В 2002 году потребность населения в высокотехнологичных (дорогостоящих) видах медицинской помощи удовлетворялась на 76%, в 2005 — планируется увеличить до 82, а к 2007 году до 85%. Кроме того, создание в Федеральных округах Центров высоких технологий, работающих под руководством и при участии ведущих ученых РФ и внедряющих новые технологии, позволит сделать высокотехнологичные виды медицинской помощи более доступными, менее затратными и сократить сроки ожидания.


Назовите перспективные зарубежные рынки продвижения российских образовательных услуг в области медицины. Как Министерство намерено помогать медвузам осваивать эти рынки? Какова перспектива?


В настоящее время в образовательных учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ обучается около шести тысяч иностранных граждан из более чем 80 стран мира. Основной контингент обучающихся составляют граждане стран Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания, Палестина), Юго-Восточной Азии (Индия, Бангладеш), Монголии, Китая. Существующие в образовательных учреждениях Министерства программы и методики обучения позволяют расширить географию приема иностранных граждан из стран Западной Европы и Южной Америки. Обучение иностранных граждан осуществляется, как правило, на основе заключения индивидуальных договоров с полным возмещением затрат на обучение и позволяет привлечь в образовательные учреждения дополнительные средства, которые реинвестируются в обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса в вузе.


Кроме того, Правительство РФ ежегодно выделяет 300 стипендий для подготовки иностранных специалистов по медицинским и фармацевтическим специальностям в рамках межправительственных соглашений. Прием по государственной линии осуществляется совместно с Министерством образования и науки РФ.


Медицинские и фармацевтические образовательные учреждения РФ обладают большим потенциалом в подготовке иностранных специалистов. Для этой цели созданы и успешно функционируют подготовительные отделения для иностранных учащихся, кафедры русского языка, активно внедряется формы обучения с использованием английского языка в качестве вспомогательного («язык-посредник»). Граждане иностранных государств имеют возможность обучаться на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в том числе на подготовительных факультетах (довузовское образование), обучение по основной специальности (вузовский этап), получить послевузовское и дополнительное профессиональное образование (ординатура, аспирантура, повышение квалификации).


В целях развития международной деятельности медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Министерство взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями (Всемирная организация здравоохранения, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) в части размещения информации об учебных заведениях системы здравоохранения РФ для привлечения иностранных граждан на обучение по медицинским и фармацевтическим специальностям.


Каков прогноз состояния здоровья населения и основные направления развития здравоохранения?


Наиболее острыми проблемами здоровья населения РФ являются, несмотря на повышение в последние годы, низкий уровень рождаемости (2004 г. — 10,5 на 1000 населения), высокий уровень смертности (2004 г. — 15,9 случая на 1000 населения), особенно у мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случает, отравлений и травм, отрицательный естественный прирост населения (-5,4).


Вследствие естественной убыли число россиян за последнее десятилетие уменьшилось почти на 9 млн. человек. Однако в результате положительного миграционного прироста убыль населения оказалась меньше. Население реально сократилось на 6 млн. человек и на начало 2005 года составило 144,2 млн. человек.


Наблюдается устойчивая положительная динамика в системе показателей, характеризующих состояние здоровья матери и ребенка. Показатель младенческой смертности из года в год снижается и в 2004 г. Составил 11,5 на 1000 родившихся живых, такая же тенденция имеется и в отношении материнской смертности. Однако эти показатели в 2-2,5 раза превышают аналогичные среднеевропейские показатели.


Показатели здоровья в целом отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59,1 лет, женщин — 72,5 года.


В настоящее время по показателю ожидаемой продолжительности жизни для мужчин России занимает 134 место в мире, для женщин — 100 место.


По прогностическим оценкам, показатели здоровья населения Зв 2005-2006 гг. по-прежнему будут определяться негативными характеристиками. Общий уровень рождаемости останется весьма низким. Общий коэффициент смертности, несмотря на тенденцию к снижению, останется довольно высоким. Миграционный приток не компенсирует потерь от естественной убыли и сокращения численности населения России.


Какие основные направления развития здравоохранения?


¤ Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения;


¤ укрепление материально — технической базы учреждений здравоохранения, в том числе посредством создания инвестиционной привлекательности;


¤ приведение в соответствие гарантированных объемов медицинской помощи и финансовых средств, необходимых для их оказания.


Каковы основные законопроекты, необходимые для запуска процесса реформирования системы здравоохранения?


Это проекты федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи», разрабатываемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также проекты федеральных законов «Об автономном учреждении» и «О государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации», подготовленные Министерством экономического развития и торговли РФ.


В 2004 году до 70% респондентов не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг (в начале 90-х годов эта цифра составляла 50%), что необходимо сделать для улучшения качества медицинских услуг?


Необходима, прежде всего, реструктуризация системы здравоохранения. Повышение ее материально-технической оснащенности и увеличении темпов структурных преобразований.


Сохраняется приоритет затратной стационарной медицинской помощи населению за счет всех источников финансирования.


До 60% консолидированного бюджета здравоохранения тратится на содержание круглосуточных стационаров, в то время как, более 30% госпитализированных больных могут получать эффективную помощь в амбулаторных условиях.


Это результат порочной системы планирования и финансирования расходов здравоохранения на «валовые» показатели (койки, посещения), оплаты не персональной медицинской помощи, а сметного содержания больниц, страхования не здоровья, а болезни, полное отсутствие заинтересованности медицинских организаций в рациональном использовании имеющихся ресурсов.


Износ основных фондов в здравоохранении составляет около 50%, в том числе транспорта — 62%, зданий — более 27%, медицинского оборудования — 64%.


Свыше 80% в общих расходах идет не на развитие медицинской составляющей (обследования, диагностика, пособия, операции), а на оплату прочих и, в первую очередь, коммунальных расходов (30%) и расходов на оплату труда, включая начисления (50,3%).


В результате многие современные и отработанные в Федеральных центрах медицинские технологии не получают широкого распространения в регионах.


Необходимо также усиление личной ответственности руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, и, наконец, увеличения финансирования отрасли.


Как привлечь недостающие средства?


Несмотря на имеющуюся тенденцию роста расходов на здравоохранение в 2001 году — 255,0 млрд. рублей, в 2002 году — 335,7 млрд. рублей) и в 2003 году они составили 391,5 млрд. рублей, что в пересчете на душу населения 2 735 рублей (Германия — 2476$, Франция — 2125$). В том числе за счет средств единого социального налога — 155,7 млрд. рублей, за счет средств бюджетов всех уровней — 235,9 млрд. рублей. Расходы на реализацию Программы государственных гарантий составили 355,6 млрд. рублей или 90,8% от всех расходов на систему здравоохранения.


Расходы на здравоохранение в 2004 году составили 454,5 млрд. рублей, что составляет лишь 2,8% от ВВП.


Как следствие отмечается рост объема платных медицинских услуг населению (2002 год — 56,8 млрд. рублей, 2003 год — 68,1 млрд. рублей), кроме этого население несет расходы на лекарственные средства (2002 год — 125,3 млрд. рублей, 2003 год — 147,9 млрд. рублей).


Для увеличения расходов на здравоохранения, необходимо, прежде всего, финансовое обеспечение Программы государственных гарантий оказания граждан РФ бесплатной медицинской помощи, исходя из законодательно определенного норматива. На 2005 год этот норматив составляет 3157 руб.


Что будет гарантировано в проекте федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи»?


В проекте федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи» определены виды гарантированной медицинской помощи, каково либо их значительного сокращения не предусматривается. Законопроект определяет виды гарантированной медицинской помощи, предоставляется населения РФ бесплатно, т.е. конкретизирует гарантии государства, определенные в Конституции РФ.




Март 2005 г.



 


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок