27 марта 2007 г. Выступление председателя Совета профсоюза Вячеслава Вдовина на общем собрании РАН
Уважаемые коллеги!
Приветствую вас от имени профсоюза работников РАН! Профсоюз высоко ценит масштабную и непростую работу руководства РАН и всего академического сообщества, представленную сегодня вам в отчетах руководителей РАН. Отчет, безусловно, заслуживает одобрения.
Однако, позвольте остановиться на некоторых проблемах в наибольшей мере беспокоящих коллективы Академии сегодня, и которые Совет профсоюза, заседавший вчера, поручил мне донести до высокого собрания. Степень озабоченности и накала в коллективах демонстрирует факт созыва Чрезвычайного собрания научной общественности в г.Пущино 22.03.07, в котором приняли участие около 200 представителей научных коллективов, и поддержку которым направили собрания профорганизаций Санкт-Петербурга, Новосибирска, Н.Новгорода, Бурятии, Владивостока, Казани и других регионов, а также из Франции. Резолюцию Чрезвычайного собрания, передаю в Президиум.
Проблемой №1 академического и всего научного сообщества России продолжает оставаться недофинансирование науки. Несмотря на наметившееся улучшение ситуации, финансирование далеко как от реальных потребностей ведения исследований, так и до принятых в мире стандартов финансирования гражданской науки (~3% ВВП). У нас это менее 0,5% или 3% расходной части бюджета. Это противоречит признанным тремя госсоветами 2002 г процентным показателям графика роста финансирования науки, планировавшего к 2008 выйти на давно обещанные минимальные показатели 4% РЧБ. При этом следует иметь в виду появление новых расходов у РАН, на которые теперь приходится тратить получаемый бюджет, и на который деньги добавляются неохотно и с заметным опозданием (налоги на землю и на имущество), или не добавляются вообще (ФЗ94 – конкурсы на закупки). Заметим, что в этих же 3% бюджета гражданской науки входят и всё возрастающие расходы МОН на выполнение разного рода сомнительных методических и экспертных разработок, распределяемых среди малоизвестных околонаучных структур в рамках лотов Роснауки. В этих лотах, пожалуй, есть только одно позитивное свойство, которое полезно обрести и Академии – прозрачность принятия финансовых решений.
Возвращаясь к главному: обращаем внимание, что за последние годы стал несостоятельным тезис о том, что в России нет денег на науку. Россия вошла в клуб богатейших стран планеты, и не осталось никаких оснований не финансировать свою науку адекватно мировым подходам.
Второй проблемой, на которой Совет профсоюза поручил мне остановится, является сокращение численности, проводимое в РАН, и на продолжении которого, вопреки нормам новой редакции ФЗ «О науке», настаивает Президиум РАН, верный «пакетным договоренностям» Пилотного проекта. Обращаем внимание, что и удельные показатели числа исследователей в России далеки от принятых мировых стандартов. Занятная иллюстрация: поборники сокращений РАН в МОН на днях явно «прокололись», и в одной из промежуточных версий ФЦП «Научные и образовательные кадры инновационной России», направленной в РАН на согласование, указали размер дефицита научных кадров - 175 тысяч работников. Однако уже из следующей версии документа этот факт исчез. При этом на вопрос в беседе с Д.Ливановым и А.Хлуновым «по какой причине и чьему указанию изъята эта информация» собеседники ответить отказались. Профсоюз настаивает на отказе от дальнейших сокращений в РАН. Однако, если Собрание, как высший орган управления академией, все же посчитает целесообразным продолжение сокращений, профсоюз настаивает на существенных коррективах его проведения: учете социальных и геополитических последствий сокращений в отдельных регионах (например Дальний Восток и Дагестан) и институтах (САО, ИБВВ…); упорядочению механизма использования внебюджетных ставок для смягчения последствий сокращения ставок бюджетных; исправления противоправной ситуации с оплатой труда инженерно-технических и вспомогательных кадров, особенно работников аппаратов Президиумов. Зарплата последних не индексировалась с 2003г. Пакет предложений по этому поводу направлен Президиуму РАН.
Оплата труда в РАН и система стимулирующих надбавок, метко поименованная одним из уважаемых членов академии «ПэРэНэДальной», представляет собой третью важнейшую проблему сегодняшнего дня. Профсоюз настаивает, что система оплаты труда в РАН должна быть единой (включая и инженеров, и экономистов, и работников Президиумов) с размером тарифной части не менее 60-70% и с разбросом в пределах 5 между минимумом и максимумом, как это имеет место в мире. При этом надо заметить, что обещанная к концу будущего года $1000 уже сегодня не столь сладкая мечта. По дороге на собрание я сфотографировал своим мобильником объявление в метро. 32000р. получает водитель метропоезда. Это немного. В бедной по сравнению с Россией Франции его доход вдвое больше. Но у ученых – втрое. Пришло время ставить задачу перехода на европейский уровень оплаты труда в науке $3000-4000. Возвращаясь к 3-стороннему приказу, профсоюз направил Президиуму развернутый критический материал по этому поводу. Как минимум необходимо приостановить его применение до внесения необходимых корректировок, после чего применять его при назначении надбавок лишь как справочное сведение для принятия экспертных решений полномочных институтских структур при назначении надбавок сотрудникам.
Вопросы социальной сферы и корпоративной социально-кадровой программы в РАН. Фактически, кроме сохраненной невероятными усилиями руководства РАН ведомственной медицины, да поддержке оставшихся в РАН детских лагерей и детсадов, похвалится практически нечем. Каждый институт выживает как может, и о соцпакете не только характерном как для рыночных субъектов, так и для «государевых людей»: властей и военных, мечтать не приходится. Даже учителям и работникам городских музеев и библиотек в местных бюджетах заложены деньги на оздоровительные путевки, а у нас в Федеральном – нет. Отсутствует страховая программа, не сдвигается с мертвой точки вопрос пенсионного обеспечения и статуса академических Ветеранов. Жилищные программы идут из рук вон плохо и явно недостаточном объеме. Что такое полторы сотни квартир из отчета за 2006г для всей академии? Но и эта программа строительства фактически свернута. И в отделения, и в профсоюз идут многочисленные жалобы и недоуменные вопросы молодых ученых по реализации новой программы по предоставлению жилсертификатов, недавно утвержденной Президиумом. При этом Президиумом проигнорированы законно обоснованные предложения Профсоюза.
Прошу прощения, что вынес такой обширный букет критических предложений, заметная доля которых, возможно могли бы быть разрешены в рабочем порядке. Но, как Вы видите, большая часть проблем лежит вне сферы компетенции РАН и адресована правительственным структурам, и в первую очередь – МОН, явно не справляющегося с выполнением функции адекватной поддержки фундаментальной науки. Упомянутое мной собрание в Пущино оценило как разрушительную для науки политику МОН, и потребовало отставки руководства МОН в лице А.Фурсенко и Д.Ливанова. Здесь мы не на митинге, и надеюсь коллеги из министерства прислушаются к критике и внесут необходимые коррективы. Долго мучила мысль, что же напоминает аббревиатура ПРНД. Вспомнил, оказавшись за рулем автомобиля с коробкой- автоматом – PRND –надпись на ручке коробки автомата: Parking- Reverse- Neutral-Drive. Если кто-то полагает, что управлять фундаментальной наукой столь же просто, как авто с коробкой–автоматом, они глубоко заблуждаются!