Заметим, в небо уже не раз поднимались небольшие самолётики, движимые комбинацией воздушного винта, электромотора и аккумуляторов. Не только авиамодели, но и пилотируемые аппараты (можно глянуть на удивительный самолёт, работающий от пальчиковых батареек). Строили энтузиасты и другие лёгкие самолёты на аккумуляторах.
А ещё следует вспомнить о плане компании Boeing (скооперировавшейся с рядом фирм в Европе и США) по созданию спортивного самолёта на водородных топливных элементах (он, кстати, должен выполнить испытательные полёты в этом году).
Но сложно представить, как по такому же принципу можно построить большой магистральный авиалайнер на сотни пассажиров.
Выполнимость этой идеи показали Филипп Мэссон (Philippe Masson) и Цезар Луонжо (Cesar Luongo) из университета Флориды (Florida State University), Джеральд Браун (Gerald Brown) из NASA, а также Даниэлл Собан (Danielle Soban) из технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology).
Они отметили, что электродвигатели на сверхпроводниках (а такая технология уже существует), вращающие лопасти турбины, напоминающей воздушный вентилятор в турбореактивном движке, могут обеспечить требуемое для авиалайнера соотношение мощности и веса, габаритов всего авиадвигателя и, очевидно, будут ещё и намного эффективнее электромоторов обычных.
В качестве же источника энергии для таких электротурбин авторы концепции предлагают использовать топливные элементы, питаемые водородом. Причём в баки лайнера следует закачивать жидкий водород, который, благодаря своей низкой температуре, обеспечит и необходимое охлаждение сверхпроводящих обмоток электромотора.
Жидкий водород обладает в несколько раз большей энергией на единицу своего веса, чем керосин, отмечают учёные. И добавим, что технология заправки жидким водородом давно отработана по ракетной технике, а также — в необычных легковушках BMW, уже выпускаемых мелкой серией.
Наличие мощного источника энергии на борту означало бы, что в новом лайнере можно полностью отказаться от гидравлических систем в пользу одних лишь электрических сервоприводов.
По словам Мэссона, его команда ищет промышленные компании и спонсоров, чтобы построить опытный образец сверхпроводящего турбовентиляторного авиадвигателя. Учёный подчёркивает, что все технологии, необходимые для создания такого мотора — существуют. Это лишь вопрос финансирования.
Магистральный лайнер на топливных элементах по нынешним представлениям был бы дорогим в постройке (но со временем стоимость топливных элементов может упасть). Зато он обладал бы нулевой эмиссией парниковых газов и вредных веществ, а ещё – требовал бы намного меньше техобслуживания и отличался бы высокой надёжностью, считают авторы концепции.
Кстати, в США разрабатывается проект военного корабля на сверхпроводниках (36,5-мегаваттный электромотор для него уже построен). А если вам больше интересны экологичные, но экзотические (пока) самолёты — читайте о новейшем проекте чистого лайнера и планах перевода парка одной из авиакомпаний на "зелёное" авиационное топливо.