19.06.2007
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 19.06.2007   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


19.06.2007

Предложен магистральный авиалайнер на сверхпроводниках

19 июня 2007

 








Электромотор этого экспериментального Boeing — обычный, не сверхпроводящий, зато питается он от мощных топливных элементов. На врезке: проект электромотора на сверхпроводниках (фото Intelligent Energy, иллюстрация с сайта gizmag.com).
Электромотор этого экспериментального Boeing — обычный, не сверхпроводящий, зато питается он от мощных топливных элементов. На врезке: проект электромотора на сверхпроводниках (фото Intelligent Energy, иллюстрация с сайта gizmag.com).



Сократить выхлоп вредных веществ у магистральных лайнеров до нуля можно, если перевести их на сверхпроводящую электрическую силовую установку. Со смелым предложением выступила группа американских учёных, опубликовавшая анализ такой системы в журнале института физики (Institute of Physics Journal).



Заметим, в небо уже не раз поднимались небольшие самолётики, движимые комбинацией воздушного винта, электромотора и аккумуляторов. Не только авиамодели, но и пилотируемые аппараты (можно глянуть на удивительный самолёт, работающий от пальчиковых батареек). Строили энтузиасты и другие лёгкие самолёты на аккумуляторах.


А ещё следует вспомнить о плане компании Boeing (скооперировавшейся с рядом фирм в Европе и США) по созданию спортивного самолёта на водородных топливных элементах (он, кстати, должен выполнить испытательные полёты в этом году).


Но сложно представить, как по такому же принципу можно построить большой магистральный авиалайнер на сотни пассажиров.


Выполнимость этой идеи показали Филипп Мэссон (Philippe Masson) и Цезар Луонжо (Cesar Luongo) из университета Флориды (Florida State University), Джеральд Браун (Gerald Brown) из NASA, а также Даниэлл Собан (Danielle Soban) из технологического института Джорджии (Georgia Institute of Technology).


Они отметили, что электродвигатели на сверхпроводниках (а такая технология уже существует), вращающие лопасти турбины, напоминающей воздушный вентилятор в турбореактивном движке, могут обеспечить требуемое для авиалайнера соотношение мощности и веса, габаритов всего авиадвигателя и, очевидно, будут ещё и намного эффективнее электромоторов обычных.


В качестве же источника энергии для таких электротурбин авторы концепции предлагают использовать топливные элементы, питаемые водородом. Причём в баки лайнера следует закачивать жидкий водород, который, благодаря своей низкой температуре, обеспечит и необходимое охлаждение сверхпроводящих обмоток электромотора.


Жидкий водород обладает в несколько раз большей энергией на единицу своего веса, чем керосин, отмечают учёные. И добавим, что технология заправки жидким водородом давно отработана по ракетной технике, а также — в необычных легковушках BMW, уже выпускаемых мелкой серией.


Наличие мощного источника энергии на борту означало бы, что в новом лайнере можно полностью отказаться от гидравлических систем в пользу одних лишь электрических сервоприводов.


По словам Мэссона, его команда ищет промышленные компании и спонсоров, чтобы построить опытный образец сверхпроводящего турбовентиляторного авиадвигателя. Учёный подчёркивает, что все технологии, необходимые для создания такого мотора — существуют. Это лишь вопрос финансирования.


Магистральный лайнер на топливных элементах по нынешним представлениям был бы дорогим в постройке (но со временем стоимость топливных элементов может упасть). Зато он обладал бы нулевой эмиссией парниковых газов и вредных веществ, а ещё – требовал бы намного меньше техобслуживания и отличался бы высокой надёжностью, считают авторы концепции.


Кстати, в США разрабатывается проект военного корабля на сверхпроводниках (36,5-мегаваттный электромотор для него уже построен). А если вам больше интересны экологичные, но экзотические (пока) самолёты — читайте о новейшем проекте чистого лайнера и планах перевода парка одной из авиакомпаний на "зелёное" авиационное топливо.







Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок