Российское правительство вчера проголосовало за мечту. На переход от сырьевой экономики к инновационной, а конкретно -- на создание материальной и инфраструктурной базы для прорыва в сфере нанотехнологий, который и должен обеспечить этот переход, в ближайшие три года будет выделено около 28 млрд руб., причем львиную долю -- 24,9 млрд -- составят ассигнования из госбюджета. Это предполагает одобренная вчера Белым домом федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008--2010 годы».
Формально документ предполагает создание государственной Российской корпорации нанотехнологий, закон о которой уже одобрили Госдума и Совет Федерации. Не исключено, что первой целью этой корпорации будет подготовка другого документа -- программы развития наноиндустрии уже до 2015 года. Во всяком случае, именно такую цель ставили и премьер Михаил Фрадков, и первый вице-премьер Сергей Иванов, призвавший коллег утвердить эту программу уже в первом квартале следующего года.
Все остальные заявления, как это всегда и бывает в кругу людей, весьма приблизительно представляющих себе предмет разговора, были несколько размытыми. Г-н Иванов хоть и признал, что мы еще не поразили мир каким-то конечным коммерческим нанопродуктом, порадовался, что кое-что все же в России на основе нанотехнологий уже делается. Вице-премьер Александр Жуков говорил о неких патентах, которые Россия когда-то зарегистрирует, что позволит ей занять определенное место на мировом рынке нанотехнологий. Глава Минпроэнерго Виктор Христенко -- о необходимости развития нанотеха в рамках отдельных отраслей, и в частности оборонно-промышленного комплекса.
Зато более конкретно прозвучали призывы г-на Иванова не допустить к программе, а следовательно, и к бюджетным деньгам компании, спекулирующие на нанопроекте. Именно поэтому «Роснанотеху» придется немедленно заняться стандартизацией и метрологией и установить некое игольное ушко, которое не пропустит проекты, предполагающие использование частиц больше одной миллиардной метра.
Уже после заседания правительства на встрече с журналистами министр образования и науки Андрей Фурсенко также высказал опасения по поводу «наноспекуляций». «Сейчас все начнут вставлять в свои названия слово «нано» и ждать, что кто-нибудь что-нибудь теперь точно даст», -- заявил г-н Фурсенко, оговорившись, что готов к сотрудничеству с самыми разными компаниями, в том числе и с зарубежными. Правда, министр тоже не смог точно описать, какими открытиями обернется создание корпорации. «Нельзя сформулировать конкретные цели в развитии нанотехнологий. Это принципиально иные вещи, нежели отраслевые приоритеты, -- пояснил он. -- Развитие нанонтехнологий не сравнить с планом развития какой-нибудь области, когда говорят, что должно быть построено столько-то больниц или школ». По словам министра, простым налогоплательщикам тяжело объяснить, на что тратятся деньги, но они должны понимать что нано -- это «новое отношение к разным отраслям и направлениям».
Тем не менее представление о том, как эти деньги тратить, в Минобрнауки имеются. Как рассказал г-н Фурсенко, ассигнованные средства пойдут на создание метрологических центров, на функционирование новой корпорации, на построение единого информационного поля для всех участников нанопроекта: ученых, промышленников, бизнесменов. Кроме того, министр считает, что для развития новых технологий в России должны применяться и новые методы подготовки кадров. «Мы не можем учить специалистов по-старому», -- сказал он.
Слова главы Минобрнауки подтвердил и ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов. По его подсчетам, уже в 2010 году новой отрасли потребуется 3,5--4 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием.
Помимо вложений в образование ожидаются и гранты ученым, которые разделяют надежды министерства и готовы работать по правилам, предлагаемым правительством. Андрей Фурсенко считает необходимым организовать адресную поддержку заслуживающих внимания программ НИИ, ведущих разработки в области нанотехнологий. При этом министр посетовал, что во многих институтах наблюдается «непонимание того, что не нужно ограничиваться фундаментальными исследованиями». Но быстрого результата глава Минобрнауки не ждет, да и сам не обещает: «Для развития нанотехнологий нужен новый подход. Поэтому не надо расстраиваться, если, скажем, через год окажется, что нам еще понадобится какое-то время».