Наша страна выбыла из двадцатки лидеров распространения контрафактной продукции. По экспертным оценкам, пиратский кусок рыночного пирога урезали в России на 15-20 процентов.
Радикально подошла к решению проблемы Федеральная таможенная служба. В число критериев оценки деятельности своих подразделений ФТС наряду со сбором средств в госбюджет ввела выявление контрафакта. Все шестьсот постов по периметру и внутри страны напряглись и теперь перевыполняют "план" контрафакта по динамике даже круче, чем по пошлинам.
Генпрокуратура, обследовав внутренний рынок, пришла к выводу, что Роспотребнадзор и органы МВД недостаточно активны в борьбе с контрафактом. Руководителям этих ведомств были сделаны официальные представления, после чего произошли "положительные подвижки".
Слушал я эти хорошие новости, а стоял передо мной модно одетый хлопчик возле дома, где живу, перед развалом дисков по сто рэ. И нипочем ему было запрещение торговать с лотков аудио- и видеопродукцией. Подмосковных теток и дядек с их садово-огородным урожаем регулярно обирают автоматчики в милицейской форме. К нему же подойдут, возьмут диск-другой из нового - и никаких претензий. Спорным выглядит решение наблюдать за контрафактом на потребительском рынке милиции общественной безопасности, то бишь патрульно-постовой службе.
Тем не менее и милиция стала пахать глубже. Об этом прямо заявил в Торгово-промышленной палате РФ на конференции, посвященной борьбе с контрафактом в России, начальник одного из отделов МВД. "Улучшения на этом участке есть", - несколько раз повторял он.
Конечно же, есть. Понадобилось президентское внимание, чтобы вычленить в решении проблемы главные звенья. Ладно бы СD или DVD, от звука и изображения которых вред для потребителя контрафакта минимален. Лекарства, детское питание, продовольствие, включая алкоголь - теперь стали приоритетными направлениями борьбы с контрафактом. Речь идет об угрозе жизни и здоровью народа - безопасности страны. Поддельные автозапчасти - беда на дорогах, самодельные детали для авиадвигателей - это уже смертельная опасность. Но все это находит свою "нишу" и, принося прибыль в сотни процентов, остается заманчивым для "бизнеса".
Что же это за бизнес? Съемные квартиры с десятками записывающих (переписывающих) устройств отдыхают. Из девяти разгромленных МВД производств пиратской продукции пять находились на территории "режимных и строго режимных учреждений". Словом: "В ЗАТО мы делаем ракеты и производим контрафакт".
Лекарства и продовольствие - теперь за фальсификат можно и нужно схлопотать несколько лет лишения свободы. Впрочем, за все остальное тоже светит каталажка, если ущерб оценивается в крупных размерах.
Крупный размер начинается с 250 тысяч рублей. Но методических указаний по его определению нет. Пленум Верховного суда в апреле счел необходимым считать потерпевшими не только правообладателей, но и дистрибьютеров, импортеров, посредников - всех, кто пострадал от пиратов. Как это все сосчитать? Пока нет ответа.
Успехи таможни неслучайны. Заведен реестр, в который правообладатели, опасающиеся спекуляций на своем бренде, заносят "особые приметы" продукции. На эти торговые знаки обращают внимание и, если заметят неладное, останавливают груз. Причем не на три, как принято, а на десять суток. Потом могут добавить еще столько же. Время вполне достаточное, чтобы правообладатель либо сам, либо через доверенных лиц определился с качеством и происхождением поставки.
Но... Если хозяин бренда считает ниже своего достоинства участвовать в разбирательстве, то таможня беспощадно вычеркнет его из своего реестра. И поделом. Потому что, как сказал начальник отдела Генпрокуратуры Александр Васильев, многие дела не доходят до суда из-за нежелания правообладателей участвовать в процессе. Следствие оказывается без свидетелей. Мало-мальски грамотный адвокат "разбомбит" его в одну минуту.
Примечательная деталь: Россию все время упрекают в основном за "воровство" аудио- и видеозаписей. В реестре же присутствуют только товарные знаки на ширпотреб. Ни один музыкант, рок-звезда, продюсер не вошли в реестр. Правда, готовится первый шаг. В реестр войдет кто-то с маркой шоу-бизнеса. И этот первый будет из России.
Что еще важного появилось в борьбе с контрафактом? Всемирный таможенный союз и Интерпол пришли к совместному выводу, что в числе с торговцами наркотой и "живым товаром" международные террористы используют для своего финансирования каналы производства и сбыта фальшивок. Стало быть, к противодействию этой гадости оказываются привлечены все спецслужбы.
Если раньше поставщиками контрафакта в России были в основном коммерсанты из Юго-Восточной Азии, то теперь все настойчивее заявляют о себе европейские "партнеры". Производство и сбыт фальшивок стали транснациональными.
Отечественным "бизнесменам", занимающимся воровством интеллектуальной собственности, следует помнить, что несколько лет реального пребывания в местах заключения - альтернатива занятию своим делом. Выбор- за вами.
С начала 2008 года вступает в силу четвертая глава Гражданского кодекса, включающая в себя всю совокупность деяний по воровству чужих идей и свершений. Ранее они были "разбросаны" по разным законам.