Оградя Отечество безопасностью
от неприятеля, надлежит
стараться находить славу государству
через искусство и науку.
Петр I (1725 г.)
Как известно, Российская академия наук по своей сути должна быть весьма демократичной организацией как по внутреннему академическому климату, так и по форме ее структуры и управления. Хотелось бы изложить свои соображения по дальнейшему совершенствованию РАН в этой области. В соответствии с Федеральным законом РФ (№202 от 4.12.2006 г.) “О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в настоящее время РАН является государственной некоммерческой организацией. Ее Устав утверждается Правительством РФ, а президент избирается Общим собранием РАН из числа академиков и утверждается в должности Президентом РФ.
Что касается президента РАН, то он все-таки должен (как и ранее) и избираться, и утверждаться Общим собранием академии. Это повышает не только статус ее Общего собрания и президента, но и их ответственность за деятельность РАН перед страной и научным сообществом, оберегает от авторитарного управления наукой внутри самой академии. Необходимо помнить также, что президенты страны бывают разные: авторитарные и демократичные, мудрые и не очень. Может случиться, что Президент РФ будет стремиться утвердить президентом РАН “своего человека” по принципу личной преданности, или как плату за активную помощь при его выборах, или за политические убеждения, склоняя Общее собрание РАН к выборам на должность президента академии своего кандидата. Не следует заставлять академическое сообщество присягнуть на верность и Правительству РФ (то есть чиновникам), сложив к его ногам все имеющиеся у академии права, что, к сожалению, происходит в настоящее время. Это опасно для науки и равносильно идее предоставить церкви возможность вмешиваться в науку, как это было во времена Г.Галилея и Дж.Бруно. Всем известно, к чему это привело.
Вместе с этим ясно, что действующая структура РАН и органы ее управления, сформировавшиеся в период административно-плановой экономики, в настоящее время нуждаются в реформировании (оптимизации) в связи со становлением в стране социальной рыночной экономики. В связи с этим предлагаю разделить функционально научное и административно-хозяйственное руководство академии, для чего необходимо дополнить существующую структуру управления РАН исполнительным органом - дирекцией во главе с генеральным директором. Тогда структура управления будет следующей: общее собрание (конференция) академии (высший орган управления), президиум (постоянно действующий коллегиальный орган управления), президент (председатель президиума) и дирекция РАН (исполнительный орган).
Президиум и президент РАН избираются Общим собранием на один пятилетний срок. В состав президиума входят (по должности) президент, вице-президент, руководители региональных отделений, академики-секретари научных отделений, ученый секретарь президиума, генеральный директор и избранные в состав президиума члены РАН (не менее 50%). Генеральный директор по представлению Президиума РАН избирается (может избираться и несколько раз подряд) и отстраняется от должности общим собранием. Это делает его достаточно устойчивой и значимой фигурой. В состав Президиума РАН вводится по одному представителю от администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ. По существу, такая структура управления аналогична структуре управления открытым акционерным обществом, которая зарекомендовала себя во всем мире как весьма эффективная.
Что это даст? Во-первых, разделение функций научного и административно-финансового руководства позволит Президиуму и президенту РАН сосредоточиться на исполнении основной функции - организации и координации научно-исследовательской деятельности академии. Во-вторых, финансово-хозяйственная деятельность РАН будет находиться в руках профессиональных менеджеров ее дирекции, но под контролем ученых и представителей органов государственной власти (Президиума РАН). Достаточно здесь напомнить о том, что в свое время при президенте Императорской академии наук и художеств (1746-1798) графе К.Разумовском именно директор академии (1783-1796) княгиня Е.Дашкова, назначенная на эту должность Екатериной II и представленная академическому сообществу известным ученым Л.Эйлером, проявив незаурядные способности управляющего, вытянула академию из глубокого финансового и морального кризиса. В-третьих, делегирование четырех представителей федеральных органов власти в Президиум РАН позволит обеспечить тесное и постоянное сотрудничество академии с органами власти РФ. В-четвертых, ограничение пятилетним сроком пребывания членов РАН на руководящих должностях позволит регулярно обновлять руководство академии и тем самым избегать его старения и наблюдаемых в настоящее время застойных явлений, “катастрофического роста бюрократии” в ее структурах.
Нуждается в реформировании и региональная структура РАН, включающая в настоящее время три региональных отделения и 14 научных центров РАН. Она должна быть построена не по унитарному, а по федеративному принципу. Такое реформирование можно провести в два этапа.
На первом этапе на базе существующих в федеральных округах РФ региональных отделений и научных центров РАН создаются региональные (окружные) академии наук, как показано в таблице. Каждая окружная АН имеет статус самостоятельной научной государственной некоммерческой организации со своим уставом. В ее структуре создаются отделения и региональные центры в соответствии с особенностями экономического и научно-технического потенциала федеральных округов. Численность членов общего собрания окружных академий по согласованию с их президиумами утверждается Общим собранием Российской академии наук в пределах общей численности членов РАН. Каждый ее член является членом одной из окружных академий наук.
Структура управления окружных АН аналогична предложенной выше структуре управления РАН. Выборы членов и органов управления, директоров институтов окружных академий проводятся их общими собраниями. Общим собранием РАН лишь утверждаются результаты этих выборов. В состав президиумов окружных АН включаются представители руководства федеральных округов и органов власти субъектов РФ, входящих в состав федеральных округов (см. таблицу).
Финансирование окружных АН должно осуществляться по двум каналам: из федерального госбюджета и госбюджетов субъектов РФ, входящих в состав федеральных округов. Академическая (федеральная) часть финансирования идет из общего бюджета РАН и по согласованию с президиумами окружных АН утверждается Общим собранием академии. Региональная часть финансирования устанавливается по согласованию с субъектами РФ пропорционально численности населения в них. Как показывают подсчеты, это не будет большой нагрузкой на региональные бюджеты, но позволит, с одной стороны, уже сейчас вдвое увеличить финансирование академических научных исследований, а с другой - формировать госзаказ субъектами РФ на научные исследования в интересах региона. Таким образом, окружные академии, будучи в составе РАН, приобретают достаточно высокую самостоятельность в научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности.
На втором этапе реформирования (после завершения идущего в настоящее время процесса укрупнения субъектов РФ, которых, по моему мнению, в России не должно быть более 25-30) семь окружных АН трансформируются по согласованию с субъектами РФ в академии наук субъектов РФ в составе РАН. Это не означает, что в каждом субъекте РФ обязательно должна быть региональная АН. Структура региональных академий формируется в соответствии с научным потенциалом, особенностями и перспективами научно-технического и экономического развития субъектов РФ. В органы управления региональных АН включаются представители органов власти субъектов РФ.
Региональные (республиканские, краевые, областные) АН возьмут на себя координацию не только фундаментальных, но и прикладных научных исследований в регионе, финансируемых из госбюджета.
В предлагаемой концепции реформирования структуры и управления РАН основная нагрузка в текущей координации и управлении научными исследованиями, безусловно, ложится на окружные (региональные) АН. Это вызовет повышенный интерес к научным исследованиям со стороны субъектов РФ и будет способствовать распространению науки по всей России. Региональные АН возьмут на себя также основную нагрузку по разработке и экспертизе программ и мероприятий по инновационному развитию региональной экономики, экспертизе регионального законодательства и др. При решении этих вопросов необходимо будет использовать опыт функционирования региональных академий наук Татарстана и Башкортостана. Основная же задача РАН будет заключаться в стратегическом планировании фундаментальных научных исследований, разработке стратегических научных программ и проектов, экспертизе предложений и прогнозов Правительства РФ по социально-экономическому развитию России. После такого структурного реформирования РАН будет представлять собой федерацию (своего рода государственный научно-исследовательский холдинг) региональных АН с очень компактным центральным руководством и аппаратом управления. Местоположение РАН может быть возвращено на его прежнее историческое место - в культурную столицу России на набережную Невы в Санкт-Петербурге как дань уважения основателю РАН императору Петру I. В такой огромной по территории стране, как наша, именно по пути дезинтеграции должно идти реформирование структуры и управления РАН в современных условиях. Это позволит реализовать предложенные Петру I еще при создании Императорской академии наук и художеств в начале XVIII века выдающимся ученым Г.Лейбницем “широкие планы водворения наук и художеств в России с раскинутой по всей России сетью академий, университетов, гимназий и, главное, с надеждой на полный успех этого дела”.