Из всего множества российских вузов лишь около 150 дают действительно качественное образование, а школы рискуют в перспективе остаться без учителей - такую безрадостную картину нарисовали вчера перед Владимиром Путиным члены президентского Совета по науке, технологиям и образованию. "Человек должен учиться всю жизнь, а мы от этого идеала еще далеки", - объявил собравшимся Путин, открывая заседание совета. Национальные проекты, в число которых входит и образование, почти не вспоминали и почти не хвалили. Участники совета, по составу весьма разнообразного - от Евгения Примакова до директора подмосковной гимназии, все больше указывали на то, что из рамок проектов выпало. Список получился внушительным. Путин первым делом еще раз пообещал, что в рамках национальных проектов "все объявленные финансовые и организационные меры будут строго контролироваться". На этом упоминания о проектах по сути закончились. Функции основного рассказчика взяла на себя Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского университета, сидевшая по правую руку от Путина. Пользуясь правами преподавателя, она не преминула слегка поправить Путина. Он в своем вступительном слове сообщил, что к сфере образования так или иначе причастны 60% населения, Вербицкая же цифру подкорректировала: проблема, по ее словам, касается абсолютно всех.
В свой сдержанно-пессимистичный доклад (уровень образования падает, профессора получают унизительные копейки, заболеваемость школьников растет) Вербицкая вкрапила весьма любопытные данные: расходы на образование составляют 3,6% от ВВП (593,4 млрд рублей). Но это, как выяснилось, отнюдь не расходы госбюджета: 75% этих средств по идее должны выделять регионы и муниципалитеты (что происходит не всегда), центр же после перераспределения полномочий не увеличил, а, наоборот, сократил свои расходы на образование на 5,5 млрд рублей.
"Ей бы министром быть!" - перешептывались кремлевские чиновники. Но это не о госпоже Вербицкой, и так часто участвующей в госмероприятиях, а об Алле Курбатовой, директоре подмосковной гимназии. Из ее речи как-то само собой следовало, что нацпроект по образованию скроен неверно. Путин, например, говорил об интернете в половине школ к 2008 году, а госпожа Курбатова - о тех учебных заведениях, где туалет до сих пор на улице. Путин заявлял о грантах для лучших преподавателей, а Курбатова - о зарплате молодого учителя в сумме 1700 рублей. Но подмосковный Дмитров все равно оказался моделью, достойной подражания. "Администрация нашего района ввела дополнительные ставки для учителей, и детская преступность сразу снизилась на 30%", - взволнованно объясняла директор гимназии.
Ее модель реформы образования такова: школа должна работать до 7-8 вечера, чтобы ребенок, пока родители зарабатывают деньги, не оставался один, нормальную зарплату должны получать все учителя, а государственные фискальные органы не должны относиться к школе как к коммерческому предприятию. "Если родители добавляют на питание, это, хочу обратить ваше внимание, Владимир Владимирович, облагается налогом!" - возмущалась директор. В целом же система образования, по ее словам, сейчас выглядит так: "Мы выстояли, но корпус потрепан".
Никаких немедленных решений за заседанием совета не последовало. Итог подвел министр образования Андрей Фурсенко: национальный проект, по его словам, - это "только первый шаг". Путин, выслушав всех, поручил разработать список того, чем его надо дополнить.
|