На прошлой неделе Владимир Путин обсуждал национальный проект в сфере образования с представителями научной и преподавательской элиты, которые составили Совет по науке, технологиям и образованию при президенте РФ. Основной доклад был сделан Людмилой Вербицкой, заместителем председателя cовета и ректором Санкт-Петербургского университета, который окончил президент и в котором обучаются его дочери Маша и Катя. По мнению Вербицкой, сидевшей по правую руку от президента, в России очень много вузов - уже 3 тысячи, но хорошее образование дают только 150, а настоящими исследовательскими центрами являются от силы 25-30.
Америки учитель Кати и Маши Путиных не открыла. Начиная с 1995 года прирост количества студентов составляет ежегодно 7-15%, опережая все демографические показатели. И уже близок максимум, то есть чуть не все выпускники школ становятся студентами, что отнюдь не проблема при повсюду словно грибы возникающих платных образовательных учреждениях. Тяга к знаниям - вещь хорошая, но государство обязано, лицензируя вузы, следить за содержанием образования, поскольку именно оно несет ответственность за качество государственных дипломов.
В 2004 году на 10 тысяч человек населения приходилось 480 студентов, а в начале 1990-х всего 189 студентов. Сейчас в России 662 государственных и муниципальных вуза, в них обучается 5,9 млн студентов. Кроме того, 315 негосударственных вузов тоже получили государственную аккредитацию, это еще 1 млн студентов, или 15% от общей численности студентов в России. Кстати, в государственных и муниципальных вузах на бюджетном обеспечении обучается только половина студентов, а на младших курсах даже меньше половины. И стоимость обучения в государственных вузах постоянно растет: сейчас она в 2 раза выше, чем в 2000 году, и поднялась до 14 тысяч рублей за семестр.
Людмила Вербицкая назвала лишь 8 государственных университетов "национальным достоянием России", предложив опереться на них при реализации национального проекта, хотя и не перечислила их конкретно. Но эти вузы уже и сейчас имеют немало преференций, в том числе при финансировании. Затраты на одного студента в МГУ выше, чем, скажем, в Казанском университете, и еще выше, чем в провинциальном педагогическом вузе. И потому трудно понять, в чем революционная новизна предложения Вербицкой о выделении лучшим университетам, а также еще 20-25 высококлассным университетам приоритетного финансирования. Все это имеет смысл только в том случае, если университетские центры на самом деле намерены стать центрами по реализации национального проекта в сфере образования, но этой инициативы пока не видно. И придет ли за финансированием инициатива - это вопрос по нашим реалиям вечный.
Национальный проект предполагает стимулирование инновационных программ через финансирование образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов (более 30 вузов и 6 тысяч школ). Это информатизация образования, предполагающая за 2 года подключить к интернету более 20 тысяч школ. Это господдержка инициативной и талантливой молодежи - 5 тысяч грантов. Предполагается и развитие системы профессиональной подготовки в армии, что в перспективе, как намечено, приведет к превращению воинской службы в "эффективный современный институт образовательной и профессиональной подготовки" - 100 центров. Наконец, это создание на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов и даже двух бизнес-школ, которые будут обеспечивать прорывные технологии обучения. Намечено материальное стимулирование классных руководителей (900 тысяч человек получат дополнительно 1 тысячу рублей). А также поощрение на конкурсной основе лучших школ и 10 тысяч лучших учителей, каждый из которых получат по 100 тысяч рублей. Последний пункт по-своему забавен: в России 15,5% учителей имеют высшую квалификацию, но получают всего 2 600 рублей. А университетский профессор, к слову, имеет ставку 6 900 рублей, что тоже смешно.
Расходы консолидированного бюджета на образование составили в 2004 году 593,4 млрд рублей, или 3,6% ВВП. В 2006 году объемы финансирования сферы образования резко увеличатся. 9 млрд рублей будут направлены на инвестиции в качество, еще 3 млрд рублей потребует формирование сети национальных университетов, 1,5 млрд рублей - информатизация образования. На поддержку талантливой молодежи будет выделено 0,2 млрд рублей, еще 0,3 млрд рублей - на развитие сети профессиональной подготовки в армии.