Создать биржу интеллектуальной собственности, разрешить вузам и НИИ учреждать малые инновационные фирмы, позволить регионам софинансировать проекты ФЦП и оптимизировать налогообложение в высокотехнологичном секторе
Создать биржу интеллектуальной собственности, разрешить вузам и НИИ учреждать малые инновационные фирмы, позволить регионам софинансировать проекты ФЦП и оптимизировать налогообложение в высокотехнологичном секторе — такие рекомендации прозвучали 12 мая на парламентских слушаниях «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики», инициированных комитетом Госдумы РФ по науке и наукоёмким технологиям.
По мнению участников дискуссии, среди которых были представители практически всех задействованных в инновационном процессе сил и структур, для развития в России «экономики знаний» требуется кардинальная переработка существующей законодательной базы с учётом опыта высокотехнологичных западных стран.
«В Штатах все вузы и НИИ буквально “облеплены” малыми инновационными предприятиями, регистрация которых обходится всего в три доллара, — отметил генеральный директор государственной корпорации «Роснанотех» Леонид Меламед. — В России такое невозможно из-за законодательных барьеров. Поэтому у нас и результат нулевой». Г-н Меламед рекомендовал правительству РФ ускорить внесение в Думу законопроекта, позволяющего госучреждениям в сфере науки и образования создавать малые фирмы с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
По словам директора Института проблем химической физики РАН Сергея Алдошина, вследствие несовершенства нормативно-правовой базы академические институты подчас остаются в убытке от инновационной деятельности. «В разрешении Минфина на финансовые операции РАН не прописан порядок использования лицензионных платежей, и в конце года средства, полученные академическими институтами от продажи лицензий, уходят в федеральный бюджет, — пояснил академик. — Институт, продавший лицензию, не может выплачивать авторское вознаграждение, и де-факто остаётся в минусе. Данная ситуация привела к сокращению числа заключаемых лицензионных договоров, а развитие инновационных разработок заморожено. Решение этой важнейшей проблемы не должно оставаться за рамками реформы».
Кроме того, по мнению г-на Алдошина, необходимо предоставить возможность Российской академии наук участвовать в создании технопарков, которым как раз можно было бы передать нерационально используемые академические имущество и землю.
Генеральный директор ФГУП ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара, в недавнем прошлом главный учёный секретарь Федерального агентства по атомной энергии Александр Путилов, предложил законодательно закрепить понятия «национальная инновационная система», «инновация», «инновационная деятельность», которые по-разному трактуют законы субъектов РФ; а также внести ряд изменений в Налоговый кодекс, в частности, освободить от налогообложения малые инновационные предприятия и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.
Предложения по совершенствованию «инновационных» законов готовят и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Его президент, бывший заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко выступил за снижение ставки НДС на продукты инновационной деятельности, введение налоговых каникул для развивающихся наукоёмких производств и «замену образовательных стандартов профессиональными», разработанными с участием бизнес-сообщества.
Рекомендации участников парламентских слушаний будут проанализированы в профильных комитетах Государственной думы и направлены в правительство РФ. «Либо мы найдём решение проблемы неэффективности инновационного сектора, либо нам нечего делать во власти», —подвёл итоги встречи первый вице-спикер Думы Олег Морозов.