С 1 декабря 2008 года ряд федеральных бюджетных учреждений должен перейти на новые системы оплаты труда. Таково постановление № 583 правительства РФ, подписанное его председателем Владимиром ПУТИНЫМ 5 августа. (Полный текст постановления опубликован на стр. 8 - 9 в печатной версии этого номера “Солидарности”.) За комментарием мы обратились к председателю Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галине МЕРКУЛОВОЙ.
- Галина Ивановна, в сентябре 2007-ого вышло постановление правительства РФ № 605 об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей. Чем отличается новое постановление?
- Можно сказать, что постановление № 583 - логическое продолжение предыдущего. В частности, в нем предусматривается больший уровень самостоятельности руководителя учреждения в установлении уровня оплаты труда работников. При этом повышается ответственность руководителя за качество и эффективность работы учреждения и, следовательно, за подбор и расстановку кадров. Принципиально новое в постановлении № 583 то, что правительство решило не устанавливать базовые оклады и базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам. А в предыдущем документе это было предусмотрено. И в этом случае базовые оклады могли стать минимальными государственными гарантиями уровня оплаты труда для работников всех бюджетных учреждений - в зависимости от уровня профессиональной подготовки, сложности и специфики работы.
- Каковы обоснования данного решения?
- В правительстве не готовы устанавливать базовые ставки и оклады. По информации Минздравсоцразвития, одна из причин - отсутствие объективных статистических данных о фактической численности персонала по всем категориям работников бюджетной сферы. Другая - резкое различие в объемах фондов оплаты труда учреждений по разным видам деятельности.
- Единый подход в новом варианте не предусмотрен?
- На разработке положений по оплате труда, определяющих основные подходы, правила формирования новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных бюджетных учреждениях, настаивали профсоюзы. В результате постановлением № 583 Министерству здравоохранения и соцразвития поручено утвердить до 15 августа рекомендации по разработке главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений. А до 1 сентября - на основе рекомендаций Минздравсоцразвития федеральные ведомства должны разработать примерные положения. И уже на этой основе каждое федеральное бюджетное учреждение должно разработать свои положения по оплате труда. Все это надо завершить до 1 октября, то есть за два месяца до установленного срока введения НСОТ.
Профсоюзы обеспокоены тем, что все нововведения должны быть разработаны и вступить в силу в очень сжатые сроки. В предыдущем постановлении предусматривалось, что сроки введения НСОТ в конкретном виде деятельности будут определяться с учетом предложений соответствующего федерального органа исполнительной власти. Теперь определено, что все федеральные бюджетные учреждения переходят на НСОТ одномоментно - с 1 декабря. Будут ли все они полностью готовы к этому сроку? Ведь сейчас только в самом разгаре процесс подготовки рекомендаций и положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, а также рекомендаций по заключению трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним с каждым работником.
- Какие еще вопросы, связанные со вступлением в силу нового постановления, вызывают обеспокоенность профсоюзов?
- Указом президента с 1 декабря на 30% должны увеличиться фонды оплаты труда учреждений, которые переходят на НСОТ. Нас очень беспокоит финансовое обеспечение этого перехода. Да, с 1 декабря вводится новая система, но до конца года МРОТ составляет 2300 рублей, а с 1 января должен увеличиться до 4330 рублей, то есть почти в 1,9 раза. И профсоюзы настаивают на том, чтобы в бюджете были предусмотрены соответствующие средства на обеспечение этих двух социальных мер. Иначе вряд ли получится обеспечить одновременно исполнение федерального закона о новом МРОТ и достаточную дифференциацию в оплате труда работников с учетом качества и эффективности труда при введении НСОТ. То есть вряд ли удастся реализовать те цели, которые сегодня ставит правительство РФ. Ведь только в системе образования 35% работников сейчас имеют зарплату меньше 4330 рублей. В прошлом году с сентября был установлен МРОТ в 2300 рублей, с увеличением более чем в два раза, а зарплату бюджетникам одновременно было предусмотрено увеличить только на 15%. И тогда из-за нехватки средств для исполнения закона о новом МРОТ пришлось часть фонда оплаты труда направить не на стимулирование качественного труда, а на доплаты работникам, зарплата которых была ниже 2300 рублей.
Кроме того, нас волнует, как в данной ситуации в целом по России будет обеспечиваться реализация в отношении работников бюджетных учреждений статьи 134 ТК РФ, предусматривающей индексацию зарплаты с учетом инфляции. А это уже касается работников всех категорий в бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Кроме того, нас не может не беспокоить дальнейшее развитие ситуации с введением НСОТ в государственных учреждениях субъектов РФ и в муниципальных учреждениях, на которые 583-е постановление сегодня не распространяется, в первую очередь, в части финансирования. Нас заверяют, что российские регионы в основном справятся сами. Но сегодня нам не понаслышке известно, как происходит введение НСОТ в регионах, например, в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования. Там, как правило, реформирование системы оплаты труда проводится во многом с опорой на внутренние резервы отрасли, и поэтому идет серьезное сокращение работников.
- С точки зрения профсоюзов - каков прогноз последствий введения НСОТ?
- Мы понимаем, что процесс этот будет обязательно сопровождаться оптимизацией сети образовательных учреждений и сокращением численности работающих. Кроме того, трудно надеяться и на кардинальное увеличение зарплаты. Но первый и очень непростой шаг сделан. Профсоюзы настаивают на том, чтобы было принято решение о ежеквартальном мониторинге, позволяющем иметь объективную картину введения НСОТ, как позитивных, так и негативных сторон этого процесса, чтобы не допустить обострения социальной напряженности в коллективах бюджетных учреждений.
Учреждениям дано право формировать свои положения по оплате труда работников на основе рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, но с учетом специфики деятельности учреждения, его финансового положения. Положения по оплате труда могут стать инструментом материального поощрения работников в зависимости от установленных критериев оценки их труда. Вместе с тем нам очень хотелось бы, чтобы при формировании НСОТ должное внимание было уделено вопросам, связанным с повышением окладов, ставок зарплаты работникам, устанавливаемых в зависимости от уровня профессиональной подготовки, сложности и ответственности выполняемой работы. И мы тоже даем свои предложения по этому поводу.
В предстоящей работе будет сложно в первую очередь самим учреждениям. Очень важно то, насколько зрелы коллективы, насколько заинтересованно и ответственно будут решать эту задачу руководители учреждений и профорганизации. Ведь положения по оплате труда должны разрабатываться как приложение к колдоговору, что предопределяет намерение и необходимость вести конструктивный социальный диалог в ходе подготовки к введению НСОТ. Это непросто и потому, что оценка качества труда работника, непосредственно влияющая на уровень оплаты, установление большей дифференциации в оплате труда людей, работающих в одном коллективе, всегда воспринимается болезненно.
Вопросов много, хотя, в принципе, понятно, что перемены нужны. И каждый руководитель должен нести полную ответственность за кадровую ситуацию в учреждении, за уровень оплаты труда каждого работника, за объективность оценки его труда. А работник, в свою очередь, должен осознавать, почему его зарплата складывается таким образом (и помогать в этом должна ясная и прозрачная система критериев оценки труда) и что ему нужно сделать, чтобы выйти на новый уровень квалификации и, следовательно, иной уровень материального вознаграждения.