Разработан и в основном согласован с заинтересованными министерствами новый механизм финансирования Российской академии наук, который, согласно Постановлению Правительства РФ №785, должен быть введен с 2009 года. Как известно, РАН теперь будет получать средства из федерального бюджета не по статьям расходов, а в виде субсидий на выполнение конкретных государственных заданий, программ и уставных функций. На академию и подведомственные ей учреждения перестанут распространяться положения Бюджетного кодекса РФ, применяемые для бюджетных учреждений. В связи с этим академические организации получат более широкие права: смогут, например, выступать в качестве учредителей других структур, что облегчит их участие в инновационном процессе. О том, как будет работать академия в новых условиях, “Поиску” рассказывает заместитель президента РАН по экономическим вопросам Андрей Петров.
- Андрей Юрьевич, годичный срок, который отпущен на выстраивание новой системы финансирования РАН, близится к концу. Какова ситуация на сегодня?
- В начале года академия подготовила и разослала свои предложения по проекту постановления правительства о механизме финансирования РАН, включающие положения о порядке выплаты субсидий и определения госзаданий. Минобрнауки России завизировало эти документы, а вот Минэкономразвития и Минфин РФ прислали свои замечания. Поскольку в ряде вопросов позиции этих министерств противоречат друг другу, проведены согласительные процедуры, итогом которых стал новый, “усредненный”, вариант указанного пакета документов. По нему остались вопросы, требующие обсуждения на уровне Правительства РФ, но сам документ сделан вполне добротно и в ближайшее время должен быть внесен в правительство.
- Каким видится механизм распределения субсидий внутри РАН и контроля за их расходованием?
- Средства будут выделяться учреждениям на основе соглашений. Организация берет на себя обязательства по выполнению своей части программы фундаментальных исследований или государственного задания по оказанию услуг, а академия перечисляет ей необходимую для этого сумму, обозначенную в смете расходов. Смету как приложение к договору будет утверждать Президиум РАН. Кроме того, руководящие органы РАН будут осуществлять экспертную оценку заявок, контролировать выполнение программы и иных обязательств, взятых по соглашению. Для этого вводится специальная система мониторинга отчетности.
- Насколько свободны будут институты в распределении бюджетных средств по конкретным статьям? Сохранится ли в организациях РАН установленная на сегодняшний день нормативная численность сотрудников?
- Нашим институтам придется руководствоваться классическим определением свободы как осознанной необходимости. Они будут самостоятельно определять, какими силами и средствами выполнять свои программы. Поэтому понятие “нормативная численность” в новых условиях применяться перестанет. При этом органы управления РАН будут осуществлять контроль за общей направленностью расходования средств, чтобы не допустить перекоса - раздувания одних статей расходов в ущерб другим, а также прямого нецелевого использования федеральных средств.
- Документы по новым механизмам финансирования должны утверждаться по согласованию с федеральными органами. Этот процесс, как показывает практика, может надолго затянуться. Существует ли опасность того, что к началу следующего года академия не успеет сформировать бюджет?
- Этого случиться не должно. Наоборот, теперь академия может вести нормальное бюджетное планирование, поскольку основной финансовый документ страны - бюджет - стал утверждаться в начале IV квартала предшествующего года. Раньше он был готов только в декабре, и мы могли начинать работу по принятию бюджета лишь в январе. А деньги по программам приходили исполнителям вообще в середине года. Сегодня поставлена задача доводить до институтов полный план годового финансирования в первом квартале. Безусловно, она будет решена, причем вне зависимости от срока перехода к новому порядку финансирования.
- А как обстоят дела с планом финансирования всей академии на ближайшие годы? И, в частности, какова судьба средств, ушедших из бюджета РАН в распоряжение Минобрнауки?
- Вы, видимо, имеете в виду 6 и 16 млрд рублей на 2009 и 2010 годы соответственно, которые изначально планировались в бюджете РАН, но с подачи Минобрнауки были выведены из-под нашего контроля. Ответственные лица министерства утверждали, что эти средства пойдут на организацию конкурса между академическими институтами. Однако в законе о бюджете на трехлетний период (2008-2010 годы) значится другое направление расходования указанных сумм - программа фундаментальных исследований госакадемий. В соответствии с этой формулировкой они и поделены в зависимости от доли каждой из академий в интегрированном бюджете. При этом руководство РАН настроено добиваться компенсации выпавшего объема средств адекватным увеличением финансирования на обновление оборудования.
- На одном из последних заседаний Президиума РАН перед летними каникулами президент академии Юрий Осипов с возмущением заявил о том, что целевые средства на приборное обеспечение Академии наук в 2009 году были распределены без учета мнения ее руководства. В итоге Сибирскому отделению РАН выделено больше средств, чем центральной части, а Уральское отделение вообще забыто. Почему так случилось?
- Деньги на импортное оборудование действительно были распределены без участия РАН по правилам, установленным Минфином РФ после консультаций с Минобрнауки. Эти два миллиарда рублей предусмотрены программой фундаментальных исследований госакадемий, и распределять их должен был Межакадемический совет. Пока такой орган не создан, поэтому Минфин поделил указанные средства в соответствии с собственным пониманием приоритетов. Никаких нарушений в этом нет, министерство действовало в рамках имеющихся у него бюджетных полномочий. Однако можно понять и недовольство Юрия Сергеевича: без согласования с руководством РАН распределены средства, хотя формально записанные за главными распорядителями - региональными отделениями, но предназначавшиеся для нужд академии в рамках программы фундаментальных исследований.