Подготовлен доклад о национальной инновационной системе и инновационной политике России
03.11.2009
Минобрнауки России подготовило доклад о национальной инновационной системе и инновационной политике, выполненный по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при участии ведущих российских экспертных организаций.
В докладе проведены международные сопоставления научно-технологической и инновационной деятельности, обозначены проблемы, стоящие перед инновационной системой России, и ключевые задачи инновационного развития, описаны вузовский, академический и предпринимательский (отраслевой) сектора науки, инновационная инфраструктура. Также в докладе проведен SWOT-анализ инновационной системы страны, описана структура государственного управления инновационной деятельностью, международные связи и региональный инновационный профиль.
Во вступлении к докладу Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко отметил:
«Наша страна, долгие годы ориентированная на производство и продажу сырья, вот уже несколько лет переходит к экономике, основанной на знаниях. Государство создает условия для внедрения в производство наукоёмких технологий, развития высокотехнологичных отраслей, торговли передовыми технологиями и наукоемкими товарами.
Такой путь должна пройти каждая страна, стремящаяся присоединиться к кругу экономически развитых мировых держав. И хотя в самом процессе развития ничего принципиально нового нет, для любой страны это свой путь развития со своими особенностями. Наша специфика заключается в «дистанциях огромного размера», значительной неравномерности развития разных регионов, огромных запасах сырья, определенной инерционности государственной машины.
Для успешного продвижения по выбранному пути эти особенности требуют наличия точно выверенной, тщательно скоординированной в масштабах всей страны и сбалансированной инновационной политики. Такая политика проводится. Она разработана экспертами при участии самых широких слоев общества, сформулирована в целом ряде программных и нормативных документов и реализуется на протяжении последних лет.
Но этого мало. «Местность», по которой мы идем, очень пересеченная, на ней сложно ориентироваться, многие опасные «болота» и «омуты» на карту не нанесены. Следовательно, продвигаясь вперед, мы должны время от времени сверяться с маршрутом, уточнять, не отклонились ли мы в сторону, и, если это случилось, возвращаться на маршрут снова, а может быть, и вносить в него какие-то изменения.
Другими словами, мы все время должны оценивать результативность государственной инновационной политики. Только таким образом можно обеспечить эффективность программ и мероприятий, реализуемых в рамках поддержки и развития национальной инновационной системы.
И это очень важно. Многие страны делают оценку инновационной политики частью своей национальной инновационной стратегии. Государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, занимаются этим на регулярной основе в течение многих лет, благодаря чему ОЭСР накопила огромный опыт – как планирования инновационного развития и управления им, так и его оценки – методической, технической и иной.
Практика ОЭСР признана во всем мире. Именно поэтому Россия, готовящаяся к официальному вступлению в эту авторитетную международную организацию, заключила с ней соглашение о проведении обзора российской инновационной политики и национальной инновационной системы по методологии ОЭСР и при участии ее ведущих экспертов.
Основная часть этой масштабной работы завершена. Подготовленный «базовый доклад» содержит подробное описание научно-технического и инновационного потенциала, соответствующей инфраструктуры и иных составляющих национальной инновационной системы, а также политики России в этой сфере. Теперь дело за международными экспертами, которые дадут внешнюю, т.е. в высшей степени независимую и объективную оценку нашей ситуации в инновационной сфере.
Это сродни международному рейтингу, который присваивают признанные рейтинговые агентства. И здесь принципиальный вопрос даже не в том, насколько высок ваш рейтинг. Главное, что вас признали достойным международного сравнения. Это безусловный и очень понятный всем – и зарубежным партнерам и нам самим – кредит доверия. Наша задача – в том, чтобы сохранить его и повышать.
Может показаться, что подготовленный «базовый доклад» рассчитан на профессионалов, государственные органы и структуры, отвечающие за разработку и реализацию инновационной политики в масштабе страны. С одной стороны, это так. Но вместе с тем этот документ предназначен для самого широкого круга читателей, т.е. фактически для всего нашего общества. Ведь по-настоящему инновационной является экономика той страны, где само общество мыслит и действует в инновационных категориях, где большинство граждан стремится привнести новизну в свою работу и жизнь. Все они должны иметь возможность получить точный и развернутый ответ, по какому пути развития идет страна, на каком инновационном этапе мы сейчас находимся, и где место каждого из нас в этой системе.
А это, как мы надеемся, приведет людей к пониманию того, что достойное и доходное место в инновационной России найдется для каждого.»