|
Сейчас атомной отраслью управляет Агентство по атомной энергии (Росатом), которому подведомственны научные центры и институты, предприятия ядерно-оружейного цикла, а также ФГУП “Росэнергоатом” (объединяет все атомные электростанции), ФГУП “Техснабэкспорт” (экспорт ядерных материалов и топлива), ОАО “Атомстройэкспорт” (строительство АЭС за рубежом) и ОАО “ТВЭЛ” (производство ядерного топлива). “ТВЭЛ” владеет добывающими уран предприятиями (Приаргунское горно-химическое объединение и др.), производителями ядерного топлива (“Машзавод” в г. Электростали и др.) и инфраструктурными предприятиями. |
|
|
увеличить |
|
Поиск инвестиций заставил атомщиков задуматься о реформировании отрасли. Рабочая группа при Росатоме разработала законопроект об управлении имуществом и акциями организаций атомной отрасли, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”. В нем описан план структурной реформы отрасли.
Авторы проекта предлагают акционировать многочисленные ФГУПы, которые работают в сфере мирного атома, и на их основе сформировать вертикально-интегрированные холдинги по сферам деятельности (см. схему). Акции более мелких компаний будут внесены в уставные капиталы головных структур каждого холдинга — к примеру, “Росэнергоатома” в энергетической сфере. Доли государства в этих компаниях, в свою очередь, будут переданы в уставный капитал 100%-ной госкомпании “Росатомпром”, которую реформаторы предлагают создать на базе “ТВЭЛ”.
Это пойдет на пользу отрасли — она будет управляться из единого центра, что позволит сэкономить на издержках и оптимизировать производственную цепочку, говорит аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин. Это также даст толчок для привлечения инвестиций в атомные предприятия, ведь ФГУПы ограничены в привлечении займов, продолжает аналитик инвестбанка “Траст” Андрей Зубков. “Только акционирование предприятий позволит им привлекать деньги”, — говорит он.
Но реформаторы пошли дальше: законопроект предлагает разрешить российским компаниям владеть не имеющими оборонного назначения ядерными материалами, установками и пунктами их хранения. Список этих объектов и компаний, которым они могут принадлежать, будет утверждать президент. Пока нет четкого плана, как частные компании смогут стать совладельцами атомных объектов, признался чиновник Росатома, отметив, что они могут появиться в первую очередь в “машиностроительном” подразделении: “В этом сегменте уже немало частного капитала, и он имеет все шансы в каком-то виде там остаться”. По мнению близкого к Кремлю чиновника, частники могут появиться, например, в атомной энергетике. Росатом задумал до 2030 г. построить 40 новых энергоблоков стоимостью $60 млрд, а исполнительный директор “Росэнергоатома” Сергей Иванов назвал в числе потенциальных инвесторов “Газпром”, “Северсталь”, “Русал” и “Суал”. “Участие в атомных проектах в России нам интересно, но, пока мы не увидим условий, говорить о конкретных объектах рано”, — говорит представитель “Комплексных энергетических систем”, которые на прошлой неделе заявили о желании вложить сотни миллионов долларов в реконструкцию венгерской АЭС “Пакш”.
Зубков предлагает частично приватизировать “Росатомпром”, продав на бирже менее 25% акций, как поступила со своей Electricite de France Франция, почти вся генерация которой атомная. По его мнению, объединенная атомная компания будет стоить десятки миллиардов долларов — исходя из оценки таких компаний на развитых рынках только “Росэнергоатом” может стоить порядка $20 млрд.
Сейчас законопроект направлен в правительство и администрацию президента, рассказали несколько источников, близких к Росатому. Чиновник Росатома считает, что в Госдуму он может попасть уже летом, а менеджер одного из атомных ФГУПов не исключает, что это произойдет раньше. Учитывая стратегическую значимость отрасли, законопроект предусматривает жесткие ограничения. В частности, запрещается передавать в аренду или безвозмездное пользование либо закладывать ядерные реакторы, приреакторные хранилища отработанного ядерного топлива и проч. А в военное время на части предприятий мирного атома “по решению правительства может временно вводиться непосредственное государственное управление”.
А иностранцы по замыслу авторов проекта смогут покупать не имеющие оборонного значения ядерные материалы, но их обращение (хранение, переработка, транспортировка и др.) смогут осуществлять только российские компании, у которых будет на это лицензия.