02.05.2010
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 02.05.2010   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


02.05.2010

Возвращение кукурузного мышления


Перенос академической науки в вузы: pro et contra


2010-04-14 / Андрей Владиславович Юревич - заместитель директора Института психологии РАН; Татьяна Николаевна Савченко - кандидат психологических наук, ректор Высшей школы психологии.









наука, вуз, опрос / Источник: результаты экспертного опроса, проведенного Институтом психологии РАН.
Источник: результаты экспертного опроса, проведенного Институтом психологии РАН.

Институт психологии РАН совместно с Высшей школой психологии провели в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Наука и политика» экспертный опрос 40 ведущих отечественных науковедов, работающих в научно-исследовательских институтах и вузах. Респондентам, в частности, был задан вопрос о целесообразности переноса нашей академической науки в вузы с предложением обосновать свое мнение.


Положительное отношение к этой регулярно поднимаемой реформаторами отечественной науки идее высказали лишь два респондента. Один из них в своих комментариях отметил: «Без этого не будет ни науки, ни образования», а второй – что это «поднимет уровень науки и преподавания в вузах», ничего не сказав о том, что перенос даст академической науке.


Существенно большее количество – 23% респондентов – ответило, что видит в переносе и положительные, и отрицательные стороны. Среди положительных сторон вновь отмечалось главным образом плодотворное влияние академической науки на вузовскую, а не улучшение первой под влиянием вузовской среды. Впрочем, один респондент и упомянул, что «общение со студентами полезно для ученых».


Но гораздо чаще отмечалось обратное – преподавание отнимает у ученых время, которое было бы лучше посвятить науке. Акцентировалось также, что объемы учебной нагрузки у зарубежных и отечественных преподавателей совершенно несопоставимы. Если зарубежные в среднем уделяют студентам около четырех часов в неделю, то у российских, многие из которых преподают в нескольких вузах, на научные исследования просто не остается времени.



Немало опрошенных выбрали и ответ «другое», что в принципе говорит о слишком категоричной формулировке основных вариантов ответа. Их позиция преимущественно сводилась к тому, что надо всячески стремиться к интеграции академической и вузовской науки, но не путем переносов. Идея такого переноса вызывала аналогию с проектом переноса сибирских рек в Среднюю Азию. Были проведены аналогии и с «кукурузным мышлением» нашего известного политического деятеля.


Основная часть опрошенных уверенно высказалась против переноса. Помимо упомянутых были акцентированы следующие основные аргументы:


– вопреки распространенному у нас мифу основная часть западной науки сосредоточена не в университетах, а в федеральных научных центрах, исследовательских корпорациях и т.д. (например, из 2500 университетов США лишь около 10% проводят научные исследования);


– некоторые западные страны, такие как Япония, явно не удовлетворены университетской моделью организации науки и создают структуры, напоминающие РАН;


– та часть западной науки, которая сосредоточена в университетах, эффективна не благодаря, а вопреки этому, поскольку преподавание, даже при небольшой учебной нагрузке, отнимает у ученого время и не способствует повышению его творческого потенциала;


– ученые РАН, которые имеют склонности к преподаванию, и так им занимаются, при академических институтах создано большое количество вузов, и нелепо «ломиться в открытую дверь»;


– по таким показателям, как количество опубликованных работ, индекс цитирования и т.д., наша академическая наука намного продуктивнее вузовской, и ее перенос в вузы существенно понизит ее уровень;


– перестраивание отечественной науки на западный манер напоминает плавание против течения, поскольку подобные схемы реформирования российского общества, реализовывавшиеся в 1990-е годы, дали негативные результаты и наша страна явно движется в обратном направлении.


Таким образом, опрос показал, что основная часть отечественных науковедов, хорошо знающих, как на самом деле организована наука разных стран, относятся к идее переноса нашей академической науки в вузы очень отрицательно. Ощущается и убедительность аргументов contra, и отсутствие внятных аргументов pro.



А главное, малопонятно, в чем состоит смысл этого переноса – в усилении вузовской науки с помощью внешней прививки, в ослаблении академической науки путем ее опускания до вузовского уровня (такие вузы, как МГУ, естественно, представляют собой исключения) или в том, чтобы все у нас было, как на Западе, несмотря на то что почти 20 лет российских реформ продемонстрировали нелепость и неосуществимость этой установки.


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок