29.12.2010
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 29.12.2010   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


29.12.2010

 СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ


для проекта итогового документа


2-й ежегодной научно-технической конференции НОР


«Перспективы развития в России НБИК-технологий как основного научного


направления прорыва к шестому технологическому укладу»


(14-15 октября 2010 г., Москва, РНЦ «Курчатовский институт»)


 


 


Обозначения:


 


Ø  - противоречащие друг другу ответы


 


·         - дополняющие друг друга ответы


 


(…) – число однотипных ответов. Если иное указано – приведен консенсусный вариант ответа.


 


«…» - приведены самые крайние или наиболее яркие примеры ответов на вопросы, предполагающие свободную форму ответа (№12, №17)


 


 


 






















































1.                 Как вы оцениваете итоги развития нанотехнологического проекта в мире и в России в 2009-2010 году? Что является наиболее важным, ключевым, знаковым, на Ваш взгляд?


 


12 ответов


 



В мире в 2009-2010 гг. происходило эволюционное развитие нанонауки и нанотехнологий, а также смежных областей науки и техники, без революционных свершений. Заметным событием мировой науки стало вручение Нобелевской премии по физике А.Гейму и К.Новоселову за открытие графена.


 


В России развитие науки и нанотехнологий происходило негармонично: в отдельных центрах, РОСНАНО и РНЦ «Курчатовский институт». Системная стратегия развития нанонауки и нанотехнологий отсутствовала (7). Было недостаточно крупномасштабных разработок и серьезных научных работ по этой тематике (3).


 


Позитивными событиями в России, однако, стало развитие проекта «Сколково» (3) и улучшение в целом общественной атмосферы по отношению к нанотехнологиям и нанонауке (3).


 



2.                 В последнее время к NanoBioInfoCognito (NBIC) инициативе все чаще добавляют S – социогуманитарное обеспечение проекта. Оправдано ли, на Ваш взгляд, такое расширительное толкование нанотехнологического проекта? Что следовало бы предпринять в контексте социо-гуманитарного обеспечения нанотехнологического проекта в России?


 


12 ответов


 



Ø  Социогуманитарное обеспечение очень важно и должно стать частью NBIC-инициативы в связи с тем, что:


·         NanoBioInfoCognito-технологии значительно изменят жизнь человека, в первую очередь, через современную медицину и биотехнологии, и эти изменения надо предвидеть и управлять ими (5);


·         развитие NanoBioInfoCognito-технологий должно преследовать высокие социогуманитарные (гуманистические) цели (3);


·         NBIC-инициатива для своего воплощения нуждается в инновационных формах социального, экономического и международного сотрудничества (3);


·         только благодаря социогуманитарному обеспечению можно донести идею развития NanoBioInfoCognito-технологий до широких слоев общества (2).


 


Ø  Нет, это излишне: наука и так функционирует в плотной социогуманитарной среде (4).


 



3.                 Многие эксперты полагают, что в 2014-2018 году ведущие страны перейдут к VI технологическому укладу, в основе которого лежат нанотехнологии, биотехнологии, новая медицина, полномасштабные технологии виртуальной реальности, роботика, новая медицина, высокие социо-гуманитарные технологии. Согласны ли Вы с этой оценкой? Как бы Вы расставили приоритеты в этом списке, чем дополнили бы его?


 


12 ответов


 



Ø  Да, такой переход произойдет, и нанотехнологии действительно станут основой VI технологического уклада (7). В первую очередь такой переход произойдет в США, Японии, Китае и странах Западной Европы (1). В других странах такой переход, скорее всего, произойдет позднее, к 2025 г. (1) Первое место в рамках VI технологического уклада, скорее всего, займет медицина (2), ключевым направления также может стать наноэнергетика (1). Приведенный список необходимо дополнить наноэлектронникой (1), а также, возможно - современными образовательными технологиями (1).


 


Ø  Выделение VI технологического уклада в рамках процесса всего технологического развития не оправдано в социально-экономическом смысле, так как общество нуждается во всех технологиях одновременно (3). Не следует пытаться фокусировать все технологическое развитие на нанотехнологиях, т.к. разные направления науки и техники должны развиваться одновременно и не в ущерб друг другу, кроме нанотехнологий есть и другие перспективные направления развития науки (2). Такой науки, как «нанотехнологии» не существует, поэтому развитие нанотехнологий возможно только в рамках других наук и научных направлений (1).


 



4.                 Что следовало бы предпринять и кому, чтобы NBIC(S) – инициатива России воплотилась в реальность?


 


11 ответов




  • Необходимо консолидировать ресурсы регионов и всех заинтересованных государственных и бизнес-структур так, как это сделано в рамках нанотехнологической инициативы США (2).


·         Необходима национальная программа развития нанотехнологий со сроками и ответственными лицами (1).


 


·         Ученым и технологам необходимо правильно расставить приоритеты и фокусироваться на практических нуждах в обществе (в экономике, в медицине, в военном деле) (2).


·         Приоритет в настоящее время надо уделить Nano-, Bio-, Info-, пока без Cogno- (1).


 


·         Сфокусироваться на применении NBIC в медицине (3).


·         Приоритетным направлением NBIC(S)–проекта должно стать разумное и рациональное природопользование, а также создание дружественной и безопасной среды обитания для человека (1).


 



  • Применять в образовании реальные знания и конкретную практику из сферы нанотехнологий (2).


 



  • Больше использовать нестандартные подходы и новых игроков в развитии этого проекта (2).


 



5.                 Как Вы оцениваете деятельность РОСНАНО, Министерства образования и науки Российской Федерации, РАН, других организаций и субъектов, причастных к нанотехнологической инициативе, в реализации этой инициативы?


 


10 ответов


 



Ø  РОСНАНО – удовлетворительно (5).


Негативными чертами РОСНАНО является гигантизм, сконцентрированность на небольшом числе проектов, формальный подход к финансированию проектов.


Министерство образования и науки РФ – неудовлетворительно (3). Министерство поздно подключилось к реализации нанотехнологической инициативы и не оказывает реальную помощь в ее реализации (гранты и пр.)


Вклад РАН оценить сложно (2). Вклад РАН не просматривается, т.к. она зациклена на мелочах (1).


 


Ø  РОСНАНО-неудовлетворительно (1). Характерной чертой всех организаций является высокая коррупция (1).


 


Ø  Они все делают всё, что в их силах (1).



6.                 В Западной Европе, в США всё чаще рассматривают NBIC(S) проект как инструмент для «модернизации», «апгрейда», «расширения человека». Как Вы оцениваете такую перспективу? Какие возможности, риски и угрозы  на этом пути кажутся вам наиболее серьёзными и реалистичными?


 


9 ответов


 



Ø  NBIC(S) проект действительно может стать инструментом «модернизации» или «апгрейда» человека (5).


Ø  NBIC(S) технологии не могут привести к позитивной «модернизации» человека, сформированного современным «обществом потребления» (2).


Ø  NBIC(S)-проекты только часть всего, что необходимо для гармоничного развития («апгрейда») человека (2).


 


Риски на этом пути, в любом случае, очень велики:



  • усиление социального расслоения человечества (4);

  • трудно прогнозировать негативное воздействие NBIC(S) технологий на человека, его здоровье, психологию и биоритмы (3);

  • радикальное сокращение потребности в рабочей силе (2);

  • ограничение свободы человека в результате внедрение новых средств идентификации и контроля (2).


 



7.                 В настоящее  время широко обсуждаются планы и перспективы модернизации России. Каковой Вам видится модернизация страны (если вообще модернизация нужна)? Какова роль в этом NBIC(S) – проекта.


 


11 ответов


 



Ø  Модернизация необходима, но в России она пока невозможна из-за слабой заинтересованности в этом власти, коррупции и отсутствия необходимых общественных институтов, а также из-за того, что общество плохо осознает необходимость модернизации (5).


Ø  Модернизация необходима постоянно, и она уже в той или иной степени происходит по инициативе руководства страны (2).


Ø  Нужна не модернизация, а создание благоприятных условий для нормальной и эффективной работы (3).


 


Наука и NBIC(S)-проект, в частности, должны быть центральным звеном модернизации. Это шанс для России преодолеть технологическое отставание от западных стран (5). При этом, одним NBIC(S)-проектом модернизация не исчерпывается(2).


 



8.                 новые технологии – новый человек – новое общество. К каким изменениям в обществе, на Ваш взгляд, приведет развитие NBIC(S) – проекта? К каким изменениям в этом контексте следует стремиться, а каких можно избегать?


 


7 ответов


 



Развитие NBIC(S)-проекта приведет к увеличению продолжительности человеческой жизни и расширению способностей человеческого интеллекта, что опосредованно повлияет на характер общества (4). Однако, приведет ли это к появлению нового общества – однозначного ответ нет.


 


Увеличивается опасность самоуничтожения человечества (3), разобщения общества (3), деградации культуры (2), развития консюмеризма и гедонизма (2).



9.                 образование представляется той точкой опоры, пользуясь которой можно менять будущее общества. Как Вы оцениваете изменения, происходящие в российском образовании? В каких переменах оно нуждается?


 


12 ответов



Ø  Российское образование однозначно переживает негативные изменения, качество образования снижается (11):


·         происходит формализация образования, в том числе, в результате внедрения ЕГЭ, исчезает творческое начало (5);


·         значительно упал уровень физико-математического образования в школе (2);


·         компьютерная грамотность подменяет качественное образование (2);


·         политика руководства страны и Министерства образования направлена на создание элитного и малодоступного образования;


·         стало слишком много ВУЗов, а уровень образования в них упал.


 


Основную долю ответственности за снижение качества российского образования несет Министерство образования и науки РФ (3).


 


Ø  В образовании все большую роль играют профориентация в трудовых коллективах, неформальные каналы образования и самообразование с помощью интернета. Государственному и негосударственному формальному образованию следует смириться с потерей монополии и найти свои ниши как вспомогательного, подручного средства (1).


 



10.             что следовало бы предпринять и на каком уровне, чтобы предприниматель пошел в NBIC(S) – проекты?


 


12 ответов



Привлечение предпринимателей в NBIC(S)-проекты пока представляет большую проблему, т.к. NBIC(S)-проекты не могут дать быстрой окупаемости, а российские предприниматели, в большинстве своем, инвестируют только в высокоприбыльные проекты (7).


Поэтому, чтобы привлечь предпринимателей в NBIC(S)-проекты, необходимы:



  • системные изменения в экономике России и законодательстве, чтобы производящие отрасли получили приоритет по сравнению с сырьевыми, декриминализация экономики (3);

  • государственная поддержка кредитования инновационных предприятий (1);

  • налоговые льготы (1);

  • страхование рисков (1);

  • государственные дотации (1);

  • упрощение процесса регистрации и патентования (1).


 



11.             как Вы оцениваете отношение российского общества к NBIC(S) - проектам? Насколько вообще значим этот фактор?


 


10 ответов


 



Отношение российского общества к NBIC(S) тематике характеризуется непониманием и скепсисом (8).


Большая часть населения считает, что NBIC(S)-проекты важны только в контексте конкуренции с другими странами (2). Отрицательное влияние оказывает также ажиотаж вокруг данной тематики, за которым должна наступить пора разочарований (1). В значительной мере это является следствием неправильной или непрофессиональной политики СМИ (2).


 



12.             Мартин Хайдеггер – выдающийся философ ХХ века предложил формулу: «Человек – это возможность». Возможностью чего представляется Вам человек XXI века?


 


5 ответов


 



«Человек XXI века – это возможность осознанно и целенаправленно самоизменяться» (1).


«Человек XXI века – это возможность уничтожить человечество» (1).



Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок