Госдума приняла вчера закон о реформе РАН. Самый острый вопрос — о подчинении научных институтов специально создаваемому агентству — был решен не в пользу академиков. Представители РАН уже заявили, что будут бороться с этим законом — "как люди, загнанные в угол". Совет федерации вслед за Госдумой готов рассмотреть вопрос в кратчайшие сроки.
Накануне вчерашнего заседания Госдумы комитет по науке до поздней ночи рассматривал поступившие поправки, составив таблицу по их принятию и отклонению. Впрочем, все описанные "Ъ" 17 сентября поправки комитет одобрил (см. справку). Единороссы вчера заверяли, что учли 90% пожеланий академиков. При этом самый острый вопрос — о подчинении научных институтов специально создаваемому агентству, в ведении которого будет имущество РАН и распределение госзаданий на исследования для научных институтов,— комитет предпочел оставить на усмотрение палаты. Поправку поддержали 309 депутатов.
Первый заместитель главы комитета по образованию Олег Смолин (КПРФ) усомнился в том, что если передать имущество и научные институты РАН в ведение агентства, то академия станет более эффективной. ""Рособоронсервис" — это чиновничье или академическое учреждение? Они разве лучше управляли имуществом?" — вопрошал он. Коммунист уверен, что положение не спасет и то, что главу агентства будут назначать по согласованию с президентом: "Разве Сердюкова (бывший министр обороны.— "Ъ") назначал не президент?" Однако первый зампред комитета по науке Владимир Кононов в ответ подчеркнул, что "управление имуществом — полномочие правительства".
Академик Александр Некипелов вчера заявил, что прежде всего недовольство ученых "связано с ключевым моментом законопроекта — ведомственной принадлежностью институтов РАН". "Передача их в управление федерального агентства приведет к резкому сокращению институтов и слому существующей системы управления РАН",— отметил он. "Последствия будут очень тяжелые — сокращение числа институтов, сокращение числа работников. Это очень жесткий вариант. Во всем мире управлением науки занимаются люди, которые в ней что-то смыслят",— заявил академик, член клуба "1 июля" Владимир Рубаков.
Поддержанная палатой поправка коммуниста Бориса Кашина перевела в структуру РАН не только региональные отделения, но и региональные научные центры. При этом она лишила научные центры статуса юридического лица — такую поправку вчера рекомендовал принять комитет по науке. Как объяснил "Ъ" глава комитета по образованию Вячеслав Никонов, "статус центров — не принципиальная позиция, гораздо важнее было просто упомянуть их в законопроекте (в поправках ко второму чтению этого пункта не было.— "Ъ")". Хотя господин Никонов уверен, что не все вопросы "должны регулироваться законом".
Глава комитета по науке Валерий Черешнев ("Справедливая Россия") предложил, чтобы закон вступил в силу не с момента публикации, а с 1 января 2014 года. По его словам, "в декабре этого года пройдут выборы академиков и членкоров, на вакансии которых подано уже более 1 тыс. заявлений". Владимир Кононов признался, что "рациональное зерно" в предложении есть, но поддержать призвал то, что оговорено в проекте поправок: закон вступает в силу с момента публикации.
В итоге нижней палате, как и планировалось, хватило часа на повторное рассмотрение реформы РАН во втором чтении. Во втором и третьем чтениях проект закона поддержал 331 депутат. Депутаты от "Единой России" и ЛДПР подчеркнули, что все вопросы, которые не нашли отражения в законопроекте, могут быть урегулированы "в указах президента, постановлениях правительства". Анатолий Локоть (КПРФ) поинтересовался, "не провинилась ли наука перед властью", потому что слияние трех академий (РАН, РАНХ, РАМН) принесет "только вред". Господин Кононов отметил, что провинившихся нет, но ученые "могли бы давать больше научных результатов".
Член президиума РАН, глава Института космических исследований Лев Зеленый назвал принятый закон "неприемлемым": "Надо с этим поражением переспать и на свежую голову решать, что делать". Он пообещал, что ученые будут бороться с этим законом — "как люди, загнанные в угол", правда, надежды на то, что Совет федерации его не одобрит или президент не подпишет, назвал "весьма призрачными". Член совета Общества научных работников Евгений Онищенко назвал закон "бездарным бюрократическим монстром". "Он ушел от вредной логики первого проекта, но не исправлен до нормального состояния",— заявил он. В свою очередь, Вячеслав Никонов пообещал, что "при необходимости" в закон будут внесены поправки, если выяснится, "что в нем есть какие-то определенные изъяны".
В Совете федерации также не намерены тянуть с реформой РАН. Как сообщил вчера первый зампред комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров, скорее всего, закон будет рассмотрен на ближайшем заседании палаты 25 сентября.
Софья Ъ-Самохина, Марьям Ъ-Лечиева, Макка Ъ-Масаева