28.10.2014
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 28.10.2014   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


28.10.2014

 Недавно в Российской академии наук прошло совещание академиков-секретарей отделений по областям науки, на котором, в том числе, обсуждался вопрос об организации экспертной деятельности РАН. Как известно, теперь на академию возложено экспертное обеспечение работы государственных органов и организаций.


Какие программы и проекты подлежат академической экспертизе, Правительство РФ определило в Постановлении №718 от 30.07.2014 г. Эти проекты можно объединить в три группы. К первой относятся государственные и межгосударственные (с участием Российской Федерации) целевые программы, а также иные программы, стратегии и концепции, которые предусматривают проведение научных исследований и разработок (НИР). Те из них, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), направляются на экспертизу исключительно по решению руководителя ФОИВ. То есть обязательное условие направления проектов в РАН - проведение в их рамках НИР, а в случаях с документами правительственного и министерского уровня - еще и добрая воля глав соответствующих органов.


Второй вид проектов, за которые отвечает академия, - федеральные целевые программы, предусматривающие проведение прикладных исследований и экспериментальных разработок. И наконец, третий - программы развития федеральных организаций высшего образования и науки, которые ведут фундаментальные или поисковые исследования.


На совещании в РАН доклад о том, как предполагается работать со всеми этими документами, делал ученый секретарь РАН академик Игорь Соколов. По нашей просьбе он рассказал о своих предложениях и читателям “Поиска”.


- Став ответственным за организацию экспертизы в академии, я решил разобраться в том, как экспертный процесс отражен в законодательстве, - начал с истории вопроса Игорь Анатольевич. - Оказалось, что такой вид деятельности, как научно-техническая экспертиза (именно о ней идет речь в Законе о реорганизации РАН), по сути, не обеспечен нормативно. Он упомянут всего в двух документах федерального уровня.


Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Хабриева и директор Института государства и права РАН Лисицын-Светланов подтвердили мой вывод: внесением в российское законодательство этого понятия нам придется озаботиться самим. Научно-техническая экспертиза должна вестись по таким же четким правилам, как и другие широко распространенные виды экспертиз (судебная, экономическая, антикоррупционная). Однако сегодня нам в целом уже ясно, что должна делать академия, поэтому мы можем и должны начинать работу, не дожидаясь появления новых нормативных актов.


Игорь Соколов предложил следующую схему проведения экспертизы, логику которой коллеги одобрили. Заявка заказчика попадает к “диспетчеру”, в роли которого могут выступать члены Президиума РАН или Главный экспертный совет академии. “Диспетчер” пишет техническое задание, в котором оговариваются сроки проведения и объемы работ, необходимые средства, формы отчетности, а также определяет руководителя работ. По мнению И.Соколова, если речь идет о многоплановой и сложной экспертизе, руководителем должно выступать соответствующее отделение РАН, в других же случаях эту функцию может выполнить и физическое лицо.


Руководитель заключает договоры с исполнителями - учеными или институтами. В этих документах экспертам задаются конкретные вопросы, на которые они должны дать мотивированные ответы. По завершении работы руководитель обобщает содержащиеся в отчетах данные, пишет проект экспертного заключения и представляет его на утверждение в Президиум РАН.


- Для реализации данного плана в РАН должны быть созданы соответствующие структуры, - отметил И.Соколов. - Видимо, это будут Главный экспертный совет при президиуме и научные советы в отделениях. Разумеется, необходимо разработать положение о проведении экспертизы и формы документации - заявлений на экспертизу, заданий, отчетов, экспертных заключений. Эти вопросы мы в ближайшее время решим.


Самая сложная проблема - оплата экспертизы, проводимой РАН по заказам государственных органов. В бюджете академии должен фигурировать соответствующий пункт, для этого необходимо ежегодно формировать госзадание на проведение экспертизы. Чтобы сильно не ошибиться в цифрах, будем согласовывать свои планы с правительством. Так, нас уже предупредили о программах, запланированных на 2015 год.


По мнению главного ученого секретаря РАН, непросто, особенно на первых порах, будут обстоять дела с нормированием труда экспертов. “Единых расценок на эту деятельность нет, да и быть не может, - отметил он. - Как показывает мой опыт участия в судебных экспертизах, разброс цифр огромен. Придется исходить из необходимых для выполнения работ человеко-дней и средних зарплат, ну и, конечно, выделенных средств”.


Требуют специального регулирования и другие аспекты взаимодействия РАН с исполнителями экспертных исследований. Заключать договоры с физическими лицами несложно, а вот финансовые отношения с организациями подпадают под действие Закона о госзакупках, который требует проведения конкурсов. В научной сфере такой подход не всегда эффективен. Поэтому академия обговаривает с ФАНО возможности переводить средства академическим институтам через агентство, которое готово формировать для НИИ соответствующие госзадания и предоставлять академии для работы экспертных советов институтские площади. Разработан проект регламента, в котором прописан порядок использования потенциала подведомственных ФАНО научных организаций в проведении экспертизы. Увы, стороны пока не решили самый важный вопрос: не нашли механизм перечисления выделенных на экспертизу средств из бюджета РАН в ФАНО.


Академии будет непросто осуществлять экспертные функции: ведь ее аппарат сильно сокращен. Однако И.Соколов уверен, что РАН справится с поставленными задачами.


- Не думаю, что нас захлестнет вал заявок: список подпадающих под экспертизу академии документов ограничен, - заявил он. - Да и вообще экспертная деятельность для РАН не в новинку: нам постоянно присылают различные материалы и вопросы, чтобы наши специалисты высказали по ним свое мнение. Случается, что РАН выступает с анализом актуальных для общества проблем и в инициативном порядке. Но научно-техническая экспертиза - это, безусловно, выход на новый уровень. Она регулируется нормативными актами федерального уровня и, значит, должна вестись по юридически безупречно оформленным документам и правилам.


Понятно, что предложенные нами схемы не идеальны. Начав решать конкретные задачи, РАН столкнется с множеством вопросов, на которые нет готовых ответов. Например, что делать, если экспертиза покажет полную несостоятельность того или иного проекта? Судья обязан учитывать результаты судебной экспертизы. А каков статус заключений академии? Эти и другие детали нам придется уточнять уже в процессе работы.


Надежда ВОЛЧКОВА, Поиск


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок