В эти дни (5-15 марта) в Китае проходит 5-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва – высшего законодательного органа КНР. К сессии обнародованы данные об итогах социально-экономического развития Китая за 2016 год.
Согласно отчёту государственного статистического управления КНР, в начале 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) экономический рост КНР продолжал замедляться, но в целом оставался достаточно высоким, намного превосходящим среднемировой. В 2016 году ВВП Китая увеличился на 6,7% по сравнению с предыдущим годом. При этом Государственное статистическое управление КНР обращает внимание на заметное повышение качества экономического роста за счёт высоких темпов роста высокотехнологичных отраслей экономики и высокой скорости внедрения инноваций. Приведём некоторые цифры, они впечатляют.
В 2016 году Интернетом было охвачено 53,2% населения Китая. В целом в Китае насчитывалось 730 млн. пользователей Сети, что на 42,99 млн. больше по сравнению с 2015 годом. Объём производства автомобилей, работающих на новых источниках энергии, вырос на 40%, объем производства промышленных роботов – на 30,4%. В 2016 году расходы на НИОКР выросли на 9,4% (до 1 трлн 550 млрд юаней – около 221 млрд. долларов США) с достаточно высокой отдачей – было выдано 295 тысяч патентов на изобретения. Общее количество таких патентов, срок действия которых еще не истёк, превысило 1 млн.
В прошлом году в Китае продолжался рост одного из определяющих экономических показателей – производительности труда. В расчёте на одного работника она составила 94 825 юаней в год (около 14 тыс. долларов США) и увеличилась на 6,4% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году наблюдалось также увеличение доли вклада конечного потребления в рост ВВП Китая; эта доля составила 64,6%, что на 4,9% больше по сравнению с показателем 2015 года. Растущие масштабы фактического конечного потребления домашних хозяйств подтверждают точность остальных макроэкономических данных. Конечное потребление – не только важнейший показатель реального экономического роста, но и его двигатель, поскольку, создавая на рынке платёжеспособный спрос, домохозяйства воздействуют на объёмы производства. Этот показатель дополняется другим – в КНР продолжал снижаться удельный вес расходов населения на продукты питания в потребительских расходах. В 2016 году данный показатель составил 30%, снизившись на 0,5% по сравнению с 2015 годом. Благосостояние населения КНР растёт, и домохозяйства всё больше средств расходуют на приобретение дорогих промышленных товаров и на досуг.
Выступая 5 марта на 5-й сессии ВСНП 12-го созыва с докладом о работе правительства, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подтвердил, что реальный сектор экономики всегда был и остаётся основой развития Китая. При этом приоритетная задача на 2017 год и в целом в 13-й пятилетке – форсированное внедрение инноваций и опережающее развитие высокотехнологичных производств. Инновации и высокие технологии должны заменить «старые драйверы развития» и модернизировать экономическую структуру.
С целью превращения Китая из мирового «сборочного цеха» в государство с современной высокотехнологичной промышленностью правительством страны в 2015 году была выдвинута программа «Сделано в Китае 2025». Нацеленность китайского руководства на прорывы в наукоёмких производствах с целью получать в дальнейшем за их счёт основной прирост ВВП имеет спланированный и последовательный характер. К примеру, 27 февраля вице-премьер Госсовета КНР Ма Кай обязал власти всех районов и предприятия воспринимать "умные" производства как главное направление трансформации и модернизации обрабатывающей промышленности Китая.
Успехи КНР в этой области несомненны, но ещё более масштабные задачи ставятся на будущее. В докладе Ли Кэцяна говорится, например, о разработке и коммерциализации технологий в области новых материалов, искусственного интеллекта, интегральных схем, промышленной робототехники, биофармакологии, мобильной связи пятого поколения и т.д.
Внедрение инноваций и новых наукоёмких технологий видятся руководству КНР также и средством борьбы с последствиями закрытия избыточных производственных мощностей в традиционных отраслях промышленности, например в металлургии. В связи с этим ставится задача «последовательно расширять массовую предпринимательскую и инновационную деятельность» как эффективный «способ стимулирования трудоустройства».
В плане институциональных реформ китайское руководство аккуратно и постепенно расширяет сферу действия рынка, внедряя смешанную форму собственности. От крупных госпредприятий избавляться не предполагается, но их реорганизуют, как и в целом управление государственными активами с целью повышения рентабельности госпредприятий и эффективности распределения ресурсов в их рамках (в Китае это называется «интенсифицировать надзор за государственными активами»).
Планируется также дальнейшее выравнивание прав и возможностей для частного капитала (называется «наращивать жизненные силы негосударственного сектора экономики»). Более того, будет поощряться участие негосударственных структур в реформировании госпредприятий.
Китайские руководители не скрывают, что Китай пока ещё не стал в полном смысле «социальным государством», но руководство КНР вполне сознаёт это как проблему. В 2017 году планируется расширять охват населения Китая пенсионным обеспечением по старости, планируется также углублять взаимосвязь реформ медицинского обслуживания и медицинского страхования.
В целом ход 5-й сессии ВСНП 12-го созыва подтверждает успехи КНР на пути планового экономического развития, что предполагает ведущую роль государственного управления народным хозяйством с использованием рыночных рычагов и механизмов лишь в той мере, в какой они, сочетаясь с централизованным планом, обеспечивают экономический рост и повышение качества жизни населения.