Как известно, недавно была утверждена Стратегия научно-технологического развития России. Как подчеркнул вице-премьер Аркадий Дворкович, это особенный документ: стратегия строится не по областям или отраслям науки, а по принципу выделения основных вызовов, которые стоят перед миром и нашей страной и на которые должна отвечать отечественная наука. Естественно, вызовы носят междисциплинарный характер – и именно по такому принципу впредь будет строиться работа.
Такой подход очень важен, поскольку нерешённые технологические проблемы влекут за собой расходование значительных финансовых и административных ресурсов, заметил Дворкович. Так, для обеспечения безопасности нашей страны операторам мобильной связи приходится хранить колоссальные объёмы данных – этого можно было бы избежать, если бы существовали технологии анализа больших данных «на лету».
В ближайшее время предполагается налаживать взаимодействие между фундаментальной и прикладной наукой, объединять усилия РАН, РФФИ, ФАНО, Российского научного фонда, обеспечивать слаженную работу научных организаций и университетов, привлекать к работе над российскими проектами ведущих учёных, создавать условия для поддержки научной карьеры отечественных учёных.
Ольга Васильева сообщила, что сейчас 43 процента учёных (около 8,5 тысяч человек) в России моложе 39 лет . «Пять лет назад о такой цифре нельзя было мечтать!» – сказала министр. (Для справки: в 1913 году в Российской Империи имелось 11,6 тыс. научных работников; к 1975 численность научных работников СССР выросла более чем до 1100 тыс. чел, в Российской Федерации к 2014 году было уже 732,3 тыс. чел, к 2016 г. остальсь около 15 тыс.! Об этом даже нашим партнерам не мечталось, прим. ред.).
Интересно, что существенную роль в развитии науки стали играть вузы: количество исследований в секторе университетской науки сравнялось с академическим сектором, а доля конкурсного финансирования вузов вдвое превысила аналогичный показатель для академических институтов. Более того, Минобрнауки отмечает высокий потенциал вузов как поставщиков исследований, ориентированных на промышленное применение. Так, в 2016 году Южный федеральный университет заработал на интеллектуальной собственности 200 миллионов рублей. По сути вузы из учебных заведений постепенно превращаются в центры инноваций, в субъекты экономики, в поставщиков новых научных знаний.
Минобрнауки впервые за последние пять лет отмечает рост внутренних инвестиций в исследования и разработки, причём значительная часть этих инвестиций поступает из реальной экономики, что означает, что наука становится более востребованной.
Ольга Васильева сообщила, что сейчас Минобрнауки разрабатывает закон о научной и научно-технической и инновационной деятельности в РФ. По словам министра, в документе впервые «будут увязаны все стадии жизненного цикла от получения новых знаний до создания продуктов и услуг». По мнению Васильевой, закон станет эффективным инструментом для реализации утверждённой президентом Стратегии научно-технологического развития нашей страны.
Profiok.com