на Общем выборном собрании членов РАН 20 марта 2017 г.
Глубокоуважаемые члены Общего собрания!
Позвольте мне, прежде всего, поблагодарить тех из вас, кто оказал мне доверие и поддержку на этих выборах.
Ваша поддержка особенно ценна для меня, поскольку речь шла о поддержке в экстремальнейших условиях академической реформы. Спасибо!
Я не думаю, что в этом зале нужно много говорить о сегодняшнем непростом положении нашей Академии наук.
Все вы принимали самое активное участие в драматических событиях последнего времени, когда над Академией разразилась третья, самая разрушительная за всю нашу 300-летнюю историю, реформа.
Справочно:
История знает всего две попытки уничтожить Академию наук в России. Реформа 1918 года предполагала создание «любимцем партии» Н.И. Бухариным и Л.Д. Троцким вместо российской Академии так называемой «коммунистической академии» из числа классово близких «красных профессоров».
1
В.И. Вернадский писал тогда Ленину: «Развертывается небывалая в истории катастрофа». Идея была похоронена Лениным, быстро увидевшем полную бесполезность «красных профессоров» для плана ГОЭЛРО, а его слова «Не озорничать вокруг Академии наук!» остановили энтузиазм разрушителей. Возможно, на это решение Ленина повлияло и то обстоятельство, что академики С.Ф. Ольденбург и В.И. Вернадский состояли в одной революционной организации «Народная воля» с братом вождя А.И. Ульяновым.
В шестидесятые годы прошлого века Н.С. Хрущев под влиянием Д.Т. Лысенко начал выводить институты из АН СССР и передавать их совнархозам и вузам, где они почти все и погибли. В конфликте с академиками Хрущев заявил: «Мы разгоним к чертовой матери Академию наук», на что президент АН СССР А.Н. Несмеянов ответил: «Ну что же, Петр Великий открыл Академию, а вы ее закроете» и ушел в отставку. А после провала на выборах в Академию в июне 1964года Н.И. Нуждина, (ближайшего соратника Лысенко), был в отместку подготовлен указ, упраздняющий Академию наук СССР. Снятие Хрущева со всех постов в октябре того же года во второй раз спасло Академию.
2
Это не могло не вызвать самую отрицательную реакцию всего научного сообщества ̶ вас, уважаемые коллеги.
Совершенно неожиданно1 тогда мы столкнулись с неприкрытой попыткой уничтожить РАН. В результате борьбы нам удалось существенно исправить исходную ̶ губительную для науки ̶ версию «Закона о реформе РАН» и спасти Академию от полного разгрома.
Удалось главное:
сохранить Академию наук, остановив ее полную ликвидацию;
сохранить статус государственной организации;
отстоять право Академии заниматься наукой;
остановить превращение РАН в чисто консультативную
структуру;
не потерять базисные академические свободы –
выборность, самоуправление, научную компетентность, ответственность и порядочность;
удалось устранить возможность лишения членов Академии академических званий по воле чиновников из-за «ненадлежащего выполнения обязанностей»;
1 Справочно:
На предшествующих закону ФЗ-273 грядущих опасностях для РАН с большой проницательностью указывал
Президент РАН академик Ю.С. Осипов на общем собрании РАН: «Думаю, сегодня есть все основания говорить о беспрецедентном наступлении на академическую науку, чреватом нанесением не только ей, но и всей стране колоссального ущерба». Он воспринимал происходящее «как попытку начать «культурную революцию» в российской науке с целью ее разрушения и захвата ресурсов», «как навязывание России западной схемы организации науки, причем в извращенной форме».
3
сохранить региональные отделения РАН
и многое другое, что составляет основу нашей Академии и без чего она превратилась бы в слепой придаток бюрократов от науки. То есть ̶ в «клуб», как об этом неоднократно заявляли враги РАН.
Сохранение Академии стало возможным благодаря поразительной солидарности, единству и мужеству всего нашего академического сообщества. Всех вас - членов и сотрудников Академии наук.
В результате, в закон «О Российской академии наук...», уже принятый Государственной Думой в первом чтении, были внесены принципиальные изменения, спасшие Академию наук от полного уничтожения.
Я хотел бы поблагодарить всех вас за то многое, что было сделано в эти трудные дни.
Отдельная благодарность общественному движению ученых «1 июля», которое много сделало и делает для отстаивания интересов наших ученых в это труднейшее время.
И хотя закон о реформе РАН был для нас полной неожиданностью, Академия наук и ее Президиум сумели быстро разобраться в резко изменившихся условиях и выработать взвешенную позицию и тактику поведения.
Не скрою от вас, перед Академией встал тогда непростой выбор от «хлопанья дверью» ̶ жесткой конфронтации и полного 4
отрицания реформы, до другой крайности ̶ безответственного конформистского соглашательства, перманентных паллиативов и безропотного принятия самых одиозных ̶ смертельно опасных действий реформаторов, угробивших бы в считанные месяцы нашу Академию наук.
В то время большой турбулентности были сторонники двух этих крайних курсов. Кто-то из них находится в этом зале, и знаю, будет выступать со своей аргументацией соглашательства и оппортунизма, тогдашнего и теперешнего поведения.
Справочно:
Согласно Данте: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во время великих моральных испытаний хранил нейтралитет».
Для нас всех, однако, важно, чтобы в результате широких обсуждений и консенсуса, Академией была принята более взвешенная позиция.
Суть ее состояла в адаптации Академии наук к новым условиям, но, в тоже время ̶ в жестком отстаивании наших базисных академических интересов и принципов, не выходя, однако, за рамки Закона. Закон мы обязаны выполнять.
5
Все без исключения действия руководства РАН в реальном масштабе времени согласовывались тогда с членами РАН. Они многократно обсуждались на сотне заседаний президиума РАН и на 7 Общих собраниях, в прессе и в иных средствах массовой информации. Это позволило в наших действиях опереться на мнение ученых, на их позицию, на их волю.
Справочно:
Здесь я с благодарностью отмечаю громадную роль академика Евгения Максимовича Примакова, чьи мудрые идеи и советы составили основу принятого антикризисного курса и удержавшего нас не только от экстремизма и контрпродуктивной конфронтации, но и от бессодержательного оппортунизма.
Но последние 4 года были наполнены не только борьбой, но и большой содержательной работой, которая хотя и замедлилась, но не была остановлена, ни схоластическими, часто безответственными дискуссиями, ни потоком требований, запросов и прочей бюрократической мути, ни выжидательными настроениями ряда коллег.
6
Я опущу детали, но отмечу, что рассчитанная на три года реформа РАН в части, касающейся РАН, сегодня Академией наук успешно выполнена.
Поэтому мы переходим от этапа выживания к этапу развития. Удалось сделать многое:
Проведено бесконфликтное объединение РАН, РАМН, РАСХН,
которые сейчас работают вместе, реализуя синергические возможности этого объединения.
Прошло объединенное Общее собрание, принят новый Устав Академии.
Надо сказать, что объединение трех Академий в единую РАН
оказалось, как Вы понимаете, очень непростым делом. Ведь речь шла о больших и заслуженных коллективах ученых со своей историей, специфичной тематикой, глубокими традициями научной и организационной работы.
В частности, мы отказались от настойчиво высказываемой многими тогда идеи проведения так называемых «вступительных довыборов» для новых членов присоединяемых Академий. Это, скорее всего, разрушило бы молодую, объединяемую академию уже в самый момент ее рождения.
В результате сегодня наши коллеги-медики и аграрии наделены всеми (включая материальные) полными правами членов объединенной РАН. И в дальнейшем нам следует стремиться к
7
сутевому и организационному единству трех наших Академий без какой – либо асимметрии.
Российская академия наук, проанализировав предлагаемую руководством страны структуру организации науки, приняла решение о необходимости проведения ряда структурных преобразований и в самой Академии.
В первую очередь, это коснулось кадрового состава РАН.
Введено новое почетное звание – профессор РАН. Всего
Академией выбрано 493 молодых профессоров.
Проведены широкие выборы в РАН.
Российская академия наук сегодня становится главным
экспертным органом страны. Теперь РАН отвечает за создание российской экспертно-аналитической системы. Последние годы РАН провела более 5000 различных экспертиз. Это научные отчеты, нормативно-правовые акты, концепции, стратегии, крупномасштабные проекты социально-экономического развития России и отдельных субъектов РФ, программы развития ведущих образовательных организаций и так далее.
Для решения такой масштабной задачи в РАН создан корпус экспертов. Он включает 7265 ученых из 79 субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным Законом, сформирована система оценки научных результатов организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Разработана нормативная
8
база, создана специальная комиссия, отобраны эксперты. В 2015 году проведена пилотная апробация оценки научных результатов, а в 2016 году уже проведена оценка более 100 организаций.
РАН является центром межведомственной координации фундаментальных исследований в стране.
На базе Академии действует Совет по координации программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук России.
Приняты и реализуются междисциплинарные научные программы и проекты. Эти проекты должны получить у нас дальнейшее развитие.
В ФАНО передано имущество Академии, которое благодаря введенному Президентом РФ мораторию полностью сохранено.
Было сделано все, чтобы ученые в минимальной степени почувствовали издержки переходного периода.
Однако трехлетняя практика реформирования показала ряд кардинальных пороков, в основе которых лежит слепо заимствованная заграницей идея отделения выдающихся ученых ̶ членов РАН от научно-исследовательских институтов. И как практическое следствие этого ̶ передача институтов в ведение специально созданной, чисто управленческой организации ̶ Федерального агентства научных организаций ̶ ФАНО.
9
Как неоднократно заявлял Президент страны, созданная управленческая конструкция «РАН ̶ ФАНО» будет жизнеспособна только в том случае, когда строго и юридически четко разделены полномочия, ответственность и компетентность сторон.
Когда Академия наук отвечает за сутевую – научную сторону дела, а ФАНО – за административно-хозяйственные вопросы.
На практике этот благой тезис, увы, не срабатывает.
Учёные, быть может, не лучшим образом управляют хозяйством, но и бюрократы точно не должны руководить наукой.
Справочно:
Ведь еще Франц Кафка говорил, что: «Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».
По мнению многих из вас, выступавших на нашем прошлом Общем собрании, Агентство фактически приступило к созданию в России некоей новой ̶ альтернативной Академии наук. На месте уничтожаемой, самой эффективной2 и авторитетной научной организации России и мира. При этом РАН поставлена в
2 Справочно:
Ведь все мы знаем, что в институтах РАН работает всего около 15% учёных страны, которым выделяется 17% бюджетных научных средств. Тем не менее, учёные РАН публикуют 55% высокорейтинговых статей, заметных на мировом научном ландшафте; из 1000 наиболее высоко цитируемых учёных России, 60% - учёные РАН. По эффективности научных исследований РАН занимает третье место в мире после французской CNRS и АН КНР, а по удельной эффективности – первое место. Уровень доверия населения к Академии наук стабильно высок и составляет 70%. Он сопоставим лишь с армией (68%) и церковью (73%). 78% населения страны считает, что РАН является необходимым условием благосостояния и процветания государства.
10
экстремальные, заведомо неконкурентные условия, так как объем финансирования Академии сегодня в десятки раз меньше, чем Агентства.
Справочно:
Справедливости ради надо отметить, что работа самого Агентства происходит в непростых условиях, вызванных особой и новой для его сотрудников научной спецификой, и крайне низким финансированием российской науки (1,19% ВВП, 30-е место в мире). Финансирование ФАНО с 2013 года до 2017 года прогрессивно падает с 113 млрд. руб. в год до 75 млрд. руб. в год, Эта неприемлемая тенденция усилиями всего научного руководства страны (ФАНО, МОН, ГНЦ, РАН, Администрации Президента РФ) должна быть, как минимум, остановлена.
Справочно:
Реакция российской общественности на реформу Академии однозначна. По данным исследовательского холдинга «Ромир», только 5,7% участников опроса считает, что реформа улучшила деятельность научных учреждений. Напротив, 94,3% полагают, что Агентство должно выполнять хозяйственные задачи, не вмешиваясь в содержательную функцию Академии, а 79%
11
опрошенных считает, что ФАНО должно войти в структуру РАН.
Парадокс в том, что, не имея ресурсов, полная ответственность за всю фундаментальную науку в стране целиком возложена на РАН.
Как здесь не вспомнить слова Президента страны: «Мы еще в одном месте ничего, быть может, не создали, а другое уже разрушаем ̶ то, что наработано веками. Ни в коем случае этого делать не будем».
Тем не менее, это разрушение продолжается.
Сегодня крайне важно устранить эти управленческие дефекты и ввести в действие четкую законодательную систему разделения компетенций и ответственности между Академией и ФАНО.
Здесь возможны разные подходы. Они обсуждались, были поддержаны учеными Общего собрания РАН и доведены до сведения руководства страны.
Справочно:
Нам всем предстоит тяжелая и масштабная работа по выстраиванию гармоничных деловых отношений с ФАНО. С тем, чтобы и Агентство и Академия наук могли дружно, синхронно и
12
бесконфликтно работать на нашу общую цель. Это в наших общих интересах и, я убежден, мы найдем приемлемое решение.
Сегодня надо четко понимать, что законодательно обозначенный переходный период реформы прошел, но опасные артефакты еще будут продолжаться.
Но и внутри Академии у нас непочатый край работы.
Имеющиеся здесь цели, задачи, стратегия и тактика изложены в «Основных направлениях развития РАН», подготовленных к этим выборам. Соответствующие материалы опубликованы так же в газете «Поиск» и на сайте РАН. Я благодарен многим из вас, кто прочитал эти материалы и внес полезные дополнения и замечания.
Остановлюсь (а точнее - кратко перечислю) только отдельные моменты, прямо вытекающие из наших новых задач и функций, из новой ситуации.
Первое и самое главное: Мы должны перейти от политики выживания к стратегии развития.
А теперь подробнее.
1. Российская академия наук должна стать интеллектуальным центром страны. Мы должны не только наблюдать за происходящими процессами, не только оценивать текущую ситуацию, но и предлагать научно-обоснованные
13
варианты решения имеющихся проблем и проблем будущего. Этого от нас ждет страна и общество.
2. Нам предстоит многое сделать по тематической и организационной интеграции сельскохозяйственного и медицинского крыла в единую Академию. И хотя уже заработали междисциплинарные научные проекты, а в программе проектов президиума РАН появились и реализуются соответствующие разделы, междисциплинарное направление работ должно быть предметом особой заботы будущего Президента, президиума и тематических отделений РАН.
3. Острейшая задача на ближайшее будущее – организовать четкую работу по научно – методическому руководству и контролю над всеми научными организациями страны (ВУЗами, ФАНО, ГНЦ – всеми!). Эта работа ответственная, многоплановая и сложная. Она включает в себя как анализ планов, отчетов, хода работ, так и анализ структуры НИИ («реструктуризация»), назначение и деятельность директоров, научных руководителей и многое другое, что мы с вами начали осуществлять, и где нам предстоит еще много работы (в том числе и не формальной – сутевой!).
Роль тематических и региональных отделений здесь очень и очень важна. Увы, отделения здесь часто работают формально и не всегда ответственно. Это надо признать!
14
4. Задачи по экспертизе и анализу перспектив научно- технических направлений становится сегодня одним из центральных дел Академии. И хотя мы регулярно готовим такие документы по заданиям правительственных органов, а так же на основании заданий президиума, это направление работ должно быть еще более усилено.
За 2016 год, как уже было сказано, Академией выпущены сотни обзоров и документов такого рода. Но еще мало инициативных материалов-обзоров, разработок и задач развития отраслей и научных направлений. Того, что от нас требует Правительство страны.
Большая нагрузка ложится здесь на научные советы, состав которых необходимо оптимизировать и обновить.
5. Нам предстоит совершенствовать и постоянно вести конструктивный, уважительный и заинтересованный диалог с органами государственной власти. И в первую очередь ̶ с Администрацией Президента, с Правительством, с ГосДумой, с Советом Федерации РФ и Министерством образования и науки. Этот диалог и сотрудничество должно вестись с позиции защиты наших базисных интересов и понимания большой ответственности РАН за фундаментальную науку страны.
При этом Академия должна, как всегда было в нашей истории, быть вне политики, но обязана сотрудничать с государством на
15
профессиональной основе. Служить народу страны, его развитию и процветанию. Мы должны убеждать власть и общество, что поддержка науки не филантропия, а обязанность государства, его главный ресурс развития. Наша роль в обществе и государстве должна всемерно усиливаться. Академия должна, абстрагируясь от конъюнктуры, выполнять свою главную уставную обязанность – создавать новые знания, обеспечивать глубокий анализ происходящих процессов и формулировать рекомендации, касающиеся практической деятельности.
Выстраивая уважительный и заинтересованный диалог с властью, следует активно бороться за наше академическое самоуправление ̶ основополагающее право академического сообщества (характерная особенность всех академий мира), без которого, как показывает мировой опыт, говорить о развитии эффективной настоящей фундаментальной науки просто невозможно. Это наше завоевание необходимо отстаивать и беречь, но пользоваться им ответственно, не путая его с безответственностью и вседозволенностью.
Но самоуправление вовсе не означает неизменность жесткой фиксации структуры РАН на всех уровнях. Ведь ФАНО – живой организм, существующий сейчас в сложнейших экстремальных условиях.
16
Я много раз говорил и повторю сейчас – перемены нам остро необходимы, и именно, принцип самоуправления дает нам хороший для этого инструмент.
Не надо скрывать, что взаимодействие власти и науки в значительной степени было подорвано агрессивными и деструктивными действиями прежнего руководства Минобрнауки. Но прошедшие изменения ̶ приход к руководству новых, прогрессивно мыслящих людей, обладающих к тому же, хорошим знанием предмета, вселяет надежду на перемены к лучшему.
Я, конечно же, имею в виду, прошедшие недавно назначения новым министром науки и образования Ольги Юрьевны Васильевой и заместителем министра академика Григория Владимировича Трубникова. Это положит предел многолетнему контрпродуктивному противостоянию, и, я в этом убежден, позволит смотреть в будущее с оптимизмом.
В особенности это относится к развитию нашего взаимодействия с Высшей школой. Ведь Академия всегда была и будет кровно заинтересована в развитии ВУЗ′ов. Ведь в институтах Академии организованы сотни кафедр ведущих университетов. Так в научно-образовательных центрах в Санкт-Петербурге (акад. Ж.И.Алферов), в Москве, в Новгороде, на Урале, в Новосибирске,
17
работают семинары для студентов и аспирантов, тоже практически во всех клиниках страны. Подавляющее большинство из вас многие годы успешно преподает в ВУЗ′ах, а их преподаватели успешно работают по научным программам РАН.
6. Региональная научная политика, несомненно, будет предметом особого внимания и заботы нашей Академии.
Хотя в мегаполисах привлечь талантливую молодежь в науку труднее, чем в регионах, региональная наука часто находится в более сложных условиях. Поэтому необходимо обеспечить ускоренное развитие региональных отделений и региональных центров. Здесь нам предстоит активно искать и предлагать новые схемы организации региональной науки и смело идти на (пусть и рискованные) эксперименты. К сожалению, сделанные здесь предложения, идеи и шаги пока что не слишком успешны. В этом вопросе мы теряем динамику и явно не успеваем за временем. Ситуация здесь должна быть изменена кардинально.
7. Кадры науки. Талантливые, квалифицированные ученые всех возрастов и специальностей являются главной ценностью нашей Академии, главным её конкурентным преимуществом, основой её развития. Повторяю – всех возрастов.
Поэтому предлагаемые действия должны быть сориентированы именно на нужды научного сотрудника, на создание достойных
18
условий для его плодотворной работы и жизни, на возможность их быстрого профессионального роста.
Мы обязаны разработать и ввести у себя четкую систему воспитания, отбора и профессионального развития научных сотрудников. Она должна включать в себя:
современную систему подготовки и аттестации научных кадров;
конкурентную систему отбора способных ученых;
эффективные механизмы поддержки специалистов; введение постоянных и временных позиций и ряд иных новых для нас элементов.
Особое внимание следует уделить разработанной программе поддержки кандидатов наук («постдоков»), а также созданию программы совместных научных исследований РАН и ВУЗ′ов (аналог программы «Интеграция»).
Будут разработаны и введены иные состязательные механизмы поддержки.
При этом объектом особого внимания Академии должны стать не только молодые, но и уже состоявшиеся опытные ученые, которые добились в науке значительных результатов, сохранили верность науке в тяжелые годы и без которых немыслимо наше движение вперед.
19
Действовать здесь надо быстро и четко, иначе мы потеряем принцип преемственности поколений.
Справочно:
Два года назад мы с вами пошли по пути поддержки научной молодежи и ученых. Создана и заработала система «профессор РАН». 500 наших молодых (до 50 лет) коллег выиграли эту номинацию и стали активными участниками нашей академической жизни. 100 из них были выбраны в члены- корреспонденты РАН.
Полгода назад мы с вами провели широкие выборы в члены РАН, когда для 50% вакансий членов-корреспондентов и для 30% академиков были введены возрастные ограничения.
Кроме того, (по указу Президента страны) заработала новая схема выборов директоров НИИ. В этой системе в максимальной мере учтены мнения сотрудников институтов, тематических и региональных отделений, президиума РАН. Президент РАН является Председателем соответствующей кадровой комиссии.
Но нам всем еще предстоит научиться в полной мере использовать широкие возможности новых механизмов развития и уйти от формализма и инертности отделений в этом важном для будущего Академии вопросе.
20
Справочно:
Надеемся, что подобные мероприятия поддержат Академию, сделают более динамичной и активной. Отмечу отдельно, что благодаря поддержке руководства страны, нам удалось удвоить выплаты за звания и прикрепить всех членов академии к больнице Управления делами Администрации Президента РФ.
Последнее непростое время показало нам поразительную устойчивость Академии к внешним агрессивным атакам и попытке ее уничтожить. В большей мере это результат высокой внутренней сплоченности, единства, ответственности и эстетического интеллигентного поведения, вас, уважаемые коллеги. Я не имею в виду ничтожно малое число конъюнктурщиков и холуйствующих элементов среди нас. Нам надо и в будущем уделять особое внимание культивированию и развитию этих качеств наших сегодняшних и будущих коллег, т.к. именно в этом залог нашего внутреннего единства и силы.
Говоря о социальных проблемах, я особо хотел бы остановиться на медицинском обслуживании, что всегда было предметом особой заботы президиума Академии. Реформа РАН нанесла особо болезненный удар по этому делу, и мы лишились нашей Поликлиники No2, больницы в Узком, детских садов и ряда других объектов.
21
Однако, благодаря деятельной поддержке Президента страны Путина В.В., все члены академии, их жены и дети специальным указом Президента РФ прикреплены к Поликлинике Управления делами Президента РФ.
По Москве и Санкт-Петербургу – это более 1500 человек, получающих лучшую на сегодня медицинскую помощь и санаторно-курортное обеспечение. Сейчас прорабатывается и скоро будет решен вопрос расширения этого обслуживания на всех членов Академии. А также на привлечение иных высокотехнологических средств медпомощи, которыми владеют наши коллеги по РАН – медики.
Наши надежды мы, конечно, здесь связываем с медицинским крылом нашей Академии, где собраны ведущие специалисты – медики страны, руководящие самыми первоклассными и великолепно оснащенными клиниками.
Организация этой работы станет ответственной задачей нового руководства РАН. Соответствующие переговоры с министром здравоохранения членом – корреспондентом В.И. Скворцовой дают основания для оптимизма.
Говоря о внутренних проблемах Академии, мы ясно видим, что перед лицом новых ответственных задач, которые ставит нам руководство страны, наша внутренняя работа – работа отделений, президиума и вице-президентов должна быть кардинально
22
улучшена. Нам всем предстоит добавить инициативы, ответственности, четкости, обязательности, принципиальности и качества в нашей работе.
Время предъявляет ко всем нам новые , более жесткие требования и я прошу это иметь в виду тем, кто планирует стать кандидатами на места в руководстве РАН. Темпы, качество и ответственность будут теперь совсем другими, а совмещение работы в президиуме с работой в других местах станет куда более проблематичным, если невозможным. Работа в президиуме РАН больше не синекура, а тяжелое и ответственное дело.
В заключении я хотел бы сказать несколько слов общего характера.
Наша генеральная цель – модернизировать Академию, сделать её действенным инструментом научно-технического и инновационного развития, проводником социально-экономических преобразований.
Провозглашенный руководством страны курс на инновационное развитие открывает перед нами, я убежден, хорошие перспективы. Для этого есть политическая воля руководства, острая необходимость уйти от сырьевой ориентации и технологической зависимости, достаточные материальные и интеллектуальные ресурсы.
23
В новых условиях Академия должна дать ясную программу развития страны, предложить алгоритм движения вперед. При этом больша′я роль и ответственность ложится на гуманитарное крыло Академии и на предметное взаимодействие специалистов гуманитарных и естественных наук.
Академия обязана разрабатывать, предлагать и активно участвовать в выполнение программ и проектов национального масштаба ̶ развития медицины, обороны, энергетики, образования, авиации, программ гуманитарного направления.
Академии следует генерировать такого рода инициативы и смело идти навстречу современным вызовам. Занять активную и наступательную позицию не только в отстаивании своих корпоративных академических интересов, но и в выработке и реализации стратегии развития всей страны и всей науки.
Я считаю, что в Академии должно быть больше науки, меньше бюрократизма и конформизма. Больше свободы и устойчивости по отношению к внешним воздействиям, больше творчества и мобильности.
Академии необходимы3 продуманные преобразования. Преобразования должны проводиться изнутри самими учеными,
3 По последним данным ЮНЕСКО во всем мире наблюдается «взрывной» рост научных исследований. За 15 лет число публикаций в КНР выросло в 9,6 раз, Индии – в 3 раза, Бразилии – в 4 раза, Иране – в 20 раз. В нашей стране за этот период рост составил всего 12%. Россия дает 2% мировых публикаций. По количеству публикаций мы находимся на 22 месте в мире (29099 публикаций) вслед за Китаем (256 834), Индией (57409), Бразилией (40568), Нидерландами, Испанией, Южной Кореей. А в спину нам дышит Иран (27340 статей), Турция (26735 статей) и Тайвань (26862статьи). По удельному количеству ученых, Россия сейчас оказалась на 23 месте (около 70 тыс. исследователей в академических институтах) в мире.
24
при заинтересованной поддержке руководства страны. Эти преобразования должны быть сфокусированы на работающего специалиста, на его нужды, потребности, интересы, а не сводиться к написанию бесконечных концепций, программ, отчетов и проектов и прочей околонаучной белиберды. Которые были в изобилии созданы в прошлом и которые так мало отразились на реальном положении наших дел.
Принципиально важно, чтобы в этих преобразованиях мы сохранили базовые академические принципы – самоуправление, выборность, академическая демократия, свобода, преемственность, порядочность и высокий профессионализм.
Именно эти принципы являются жизненно важными для Академии. Поэтому именно они являются предметом особенных яростных нападок наших оппонентов.
И если мы сдадим хотя бы одну из этих базисных позиций, мы обречены в лучшем случае на то, чтобы стать убогим «клубом» или еще одной из многих бюрократических околонаучных контор.
Поэтому, выбирая новое руководство Академии и ее Президента, принципиально важным является их четко выраженная позиция по отношению к реформе и к ее последствиям ̶ то есть к нашему будущему. Будут ли продолжены усилия по защите академических интересов, либо мы свернем на
25
путь конформизма и малосодержательных компромиссов, на путь «ползучего соглашательства».
И тогда в результате реванша Академия вернется на 4 года назад и станет слепым придатком бюрократов и безответственных реформаторов.
Справочно:
Недаром Лев Толстой писал: «Самая беда – это компромисс, принимаемый за принцип».
Я убежден, что новому руководству Академии не уйти от ответа на этот пр