06.02.2019
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 06.02.2019   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


06.02.2019

Выступление академика Р.И. Нигматулина на заседании Президиума РАН 15.01.19


Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемые товарищи и коллеги!


Практически все мои коллеги, с которыми я обсуждал положение дел в Академии наук, озабочены состоянием дел. В частности, я читаю переписку в рамках клуба 1-го июля. Большинство из них поддержало Вас на выборах президента РАН. Никто не сказал, что наши дела «идут вверх». Все, с кем я общаюсь, говорят, что наши дела «идут вниз». И эта озабоченность усилилась после последнего заседания Совета по науке 25.11.18  и совещания у Президента В. Путина с Вами, Александр Михайлович.


Напомню слова Н.Г. Чернышевского: «Сотни лет губила Русь вера в добрые намерения царей». Не потому, что цари были плохие, а потому, что они действовали неправильно и делали ошибки. Я эту фразу переформулирую: «Сотни лет губила Русь стремление представителей «элиты» в разговоре с ГОСУДАРЕМ (царем, генсеком, президентом) быть приятным, вместо того, чтобы говорить ПРАВДУ, порой тяжёлую, и сделать все, чтобы убедить государя принять конструктивные решения. 


А именно в этом нуждается ВСЕГДА руководитель страны.


Конечно, многократно легче быть гоголевской «дамой, приятной во всех отношениях, ничего не пожалевшей, чтобы сделаться любезной в последней степени».


Сложилась пагубная привычка говорить, что все хорошо. 


А сейчас НЕХОРОШО и в стране, и в науке. И в этой ситуации говорить, что у нас хорошо, - грех.


О СТРАНЕ


Уже 10 лет у нас нет реального экономического роста. 1% роста – не рост, т.к. мы каждый год теряем около 1,5 - 2% богатства из-за катастроф, пожаров, наводнений износа и пр.  И этот рост экономики не предвидится. 


Академик А.А. Дынкин в своем докладе на последней сессии ОС РАН показал, что по мнению экспертного сообщества экономическая стагнация – главная проблема страны. 


В беседе с В.В. Путиным, когда Вы говорили о нашей функции прогнозирования Вы сказали, что «страна вошла в этап стабильного роста  в условиях небольших ресурсов». Это не только неверно. Более того, в ближайшие годы реального экономического роста не будет. А это опасно, потому что более пяти лет падают реальные доходы среднего класса. Ни Правительство, ни Президент не понимают эту проблему, хотя призывы инвестировать  и обещания сделать экономику России 5-й в мире (т.е. обогнать Германию с населением, в 2 раза меньшим) с их стороны раздаются более 10 лет.


Вы правильно сказали, что над задачей обеспечения экономического роста должны работать математики, экономисты, социологи, политологи. А я скажу и не только. Это задача для всей Академии, всех отделений.  


Я поддерживаю Вашу идею создать центр научного обеспечения стратегического планирования и прошу записать туда меня. 


Это достойная и чрезвычайно сложная задача. Я пытаюсь восстановить  метод интегральных балансов и метод межотраслевого баланса в экономике (метод Леонтьева) на мехмате МГУ. Их значимость для понимания дел в экономике забыли даже профессора-экономисты. Хотя эти балансы являются аналогами закона сохранения массы в многокомпонентной среде.   


О НАУКЕ


Мы каждый год теряем около 2% научных работников. На совещании у Президента Путина Вы упомянули невнятно эту проблему, но не предложили никакого решения, хотя мы обсуждали ее на Президиуме, на совещании у Вас. А ведь надо спасть аспирантуру. Спасать!!! 


То, что аспирантура – подготовка молодого ученого (это как 2  2 = 4) В.В. Путин подтвердил.


И ректор горного университета профессор Литвиненко правильно и громко указал на заседании Совета по науке, что ключ к решению проблемы подготовки молодых ученых – поднять зарплату аспиранта до средней зарплаты. Ну не может взрослый человек с высшим образованием жить на 4 – 6 тысяч рублей в месяц. Ректор предупредил, что скоро некому будет работать на сложных приборах и преподавать. Вам надо было только подтвердить эту мысль, попросив Президента дать соответствующее поручение Правительству. 


Это первый и необходимый шаг, чтобы поднять престиж молодого ученого, чтобы был конкурс в аспирантуру. 


Далее. В.В. Путин на Совете по науке упрекнул нас, что мы не выстроили  прозрачную и объективную экспертизу результатов в фундаментальных науках. Он согласился, что … ключевыми показателями являются не публикационные и «цитационные»  показатели, «а основанные на репутационной ответственности и оценке профессионального сообщества. …  Это нужно сделать». 


Но в этих словах Президента и ответ. Ведь это всегда у нас делалось, в институтах, в отделениях, в докладах на годичных собраниях отделений и Общем собрании РАН. Мы каждые 5 лет аттестовали всех научных работников. Мы проводили комплексные проверки всех институтов РАН. А это значит, надо восстановить решающее влияние Академии наук и ее отделений на планирование и оценку деятельности ученых и институтов. Ученых должны оценивать ученые, а не библиографы. Так надо было и отвечать Президенту, что это у нас было, но разрушила чиновничья рать.


И чиновники должны ориентироваться только на эти оценки.


А сейчас неподготовленные чиновники департамента координации науки формируют госзадания институтам РАН с кратным ростом числа публикаций, хотя при мне М.М. Котюков выговаривал им, что так делать нельзя. 


Госзадания должны формировать сами институты с тематическими Отделениями РАН. Это и только это и есть научно-методическое руководство РАН. 


А МИНОБРНАУКА, как хозяйствующий субъект, должно планировать финансовую и хозяйственную деятельность на основе принятых в Академии наук госзаданий. 



Александр Михайлович! 


Вы избыточно оптимистично рассказываете о поправках к пресловутому закону, дающих нам дополнительные полномочия. Это:



  1. 1. Экспертиза и научно-методическое руководство всеми научными учреждениями и вузами. 

Как это можно нам реализовать, если нас оттерли от руководства наших академических институтов? У нас нет для этого ни мощи, ни механизмов.



  1. 2. Научная дипломатия

У нас многое отобрали. Почти все. Многие опасаются, что мы теряем Академию, ее государственный статус.


Давайте сохраним свою НАУЧНУЮ ЧЕСТЬ, давайте понимать и говорить правду, хотя это делать тяжело. 


Но только так можно спасти Академию. 


Нельзя Президента страны оставлять под влиянием только чиновников и узкой группы лиц. А для этого надо говорить ПРАВДУ громче и четче, а не подлаживаться, стараясь быть ПРИЯТНЫМ.


Вспомним Гавриила Романовича Державина, который гордился, что мог «истину царям с улыбкой говорить».


Уважаемый Александр Михайлович! То, что я рекомендую, очень тяжело сделать. Очень! Но став Президентом Академии наук, Вы обязаны проявлять интеллектуальную волю в Правительстве и во взаимодействии с Президентом страны. 


Вы должны добиться возвращения Российской академии наук статус учредителя академических институтов. Вы должны поднять этот груз. Иначе напрасны НАШИ совершенства. 


А иначе мы не сможем Вам помочь, хотя очень хотим.


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок