14.08.2006
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 14.08.2006   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


14.08.2006

Об интервью заместителя министра образования и науки Российской Федерации
 Д.В. Ливанова «Новые источники финансирования можно отыскать и внутри самой РАН»


В связи с опубликованным на сайте Минобрнауки России интервью статс-секретаря, заместителя министра образования и науки РФ ЛИВАНОВА Д.В. («Финанс» 31.07.2006 г.) Финансово-экономическое управление РАН сообщает, что в нем содержатся грубые фактические ошибки, на основании которых делаются не менее ошибочные выводы о положении в Российской академии наук по вопросам, затрагиваемых Д.В. Ливановым.


Так, г-н Ливанов утверждает, что количество научных организаций в РАН выросло за последние 15 лет с 300 до 450. По данным Центра исследования статистики науки («Наука России в цифрах» – краткий статистический сборник, Москва, 1995 г., издание Министерства науки и технической политики РФ) на 01.01.1993 г. в Российской академии наук числилось 444 научных организации. В связи с этим выводы г-на Ливанова об увеличении расходов на содержание административного аппарата учреждений РАН представляются необоснованными.


Не ясно, на основании каких данных г-н Ливанов делает заявление о том, что расходы на управление в РАН приближаются к 10 процентам. Такие данные не могут быть получены из действующей статистической и бухгалтерской отчетности. Нельзя согласиться с тем, что «процесс реформирования академического сектора» начат для того, чтобы исправить это положение.


Во-первых, ни в одном из документов Президента Российской Федерации и Правительства РФ вопрос о «реформировании академического сектора» не рассматривался.


Во-вторых, задачи модернизации РАН, определенные решениями Президента РФ (в частности от 17.08.2005 г.) и Правительства РФ имеют гораздо более серьезный и масштабный характер, чем сокращение расходов на содержание аппарата управления учреждений РАН.


Абсолютно необоснован вывод г-на Ливанова о том, что «злоупотребления, связанные с использованием федерального имущества, имеют массовый характер». При этом дается ссылка на проверки Счетной палаты РФ и Контрольного управления администрации Президента РФ. Акты регулярно проводимых Счетной палатой РФ проверок РАН не содержат данных и выводов «о массовом характере злоупотреблений» в этой области. Следует также иметь ввиду, что злоупотребления – предмет уголовного расследования, и обвинения в них могут выдвигаться только полномочными представителями правоохранительных органов.


В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое.


При заключении договоров аренды федерального недвижимого имущества, находящегося в ведении РАН, арендная плата за пользование данным имуществом устанавливалась в соответствии с рыночной величиной годовой арендной платы, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду.


По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом РФ доходы от аренды федерального имущества, сдаваемого в аренду организациями РАН в 2005 году, составили 1311 млн. рублей.


Доходы по всей Российской Федерации от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (8 млн. кв. м), составили в 2005 г. - 13, 9 млрд. рублей.


Таким образом, при сдаче в аренду 7,9 % от общей площади сдаваемых нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, доходы в федеральный бюджет от организаций РАН составили около 9,5 % от суммы доходов по России.


Утверждение о том, что ежегодные потери от неэффективной арендной деятельности в РАН (базирующееся на неких, неуказанных «экспертных оценках») составляют от 5 до 6 млрд. рублей, означает, что доходы организаций РАН должны составить половину всех доходов Российской Федерации от сдачи в аренду федерального имущества.


По вопросам, связанным с расходами на содержание центрального аппарата Президиума РАН, сообщаем, что в соответствии с утвержденной сметой расходов на 2006 год на содержание аппарата Президиума РАН направлено около 200 млн. рублей (т. е. примерно 1,1 % к общему объему финансирования центральной части Академии – 18,4 млрд. рублей). Численность работников центрального аппарата РАН, согласованная с Министерством финансов РФ (протокол от 17.07.2001 г.) составляет 596 человек (а не 1,5 тыс., как утверждает г-н Ливанов).


Что касается численности работников Министерства образования и науки РФ и подведомственных ему структур, занятых в системе управления вузами, то в приведенных г-ном Ливановым данных не учитываются работники всех служб, агентств и организаций, обеспечивающих управление Высшей школы России. Утверждение о том, что «финансируя эту громоздкую систему (т.е. аппарат Президиума РАН), мы отнимаем деньги у тех, кто осуществляет реальные исследования…» некорректно как по существу, так и по форме. На тех же основаниях можно утверждать, что заработная плата г-на Ливанова отнимает деньги у вдов и сирот.


Дискуссия, развернувшаяся по поводу порядка назначения выплат стимулирующего характера, демонстрирует различие в подходах к данной проблеме (смотри интервью начальника ФЭУ РАН, опубликованное на сайте Российской академии наук).


Изложенный г-ном Ливановым порядок оптимизации числа институтов РАН, структуры управления и кадрового состава отражает его личную точку зрения по данному вопросу, поскольку никакими нормативными документами (в т. ч. и документами Минобрнауки России) предлагаемая им процедура не предусмотрена.


В течение ряда лет в Академии наук работает комиссия Президиума РАН по совершенствованию структуры и сети научных организаций. На основе анализа деятельности учреждения (с широким использованием количественных показателей результативности) комиссия рекомендует Президиуму Академии решения о ликвидации или реорганизации учреждений. За последние два года на основе рекомендаций комиссии приняты решения о ликвидации или реорганизации, с потерей статуса юридического лица, нескольких десятков институтов РАН. Эта работа продолжается, но она не носит характера кампании, предлагаемой г-ном Ливановым. 


Предположение о том, что «20-25 процентов общего бюджета РАН будет направлено на стимулирование наиболее результативных НИИ», не может быть реализовано по той причине, что в РАН (во всяком случае, в ее Центральной части) действует программный принцип дополнительного финансирования, и эти «20-25» процентов бюджета распределяются между институтами в зависимости от их участия в реализации приоритетных направлений науки по программам Президиума РАН и ее отделений, а не раздаются в качестве наград за ранее достигнутые результаты.


Что касается вопроса сокращения численности работников учреждений РАН, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 22.04.2006 г. № 236, то необходимо уточнить, что Президиум РАН утвердил одинаковые показатели сокращения (в процентном отношении к фактической среднесписочной численности работников) на 2006 год по всем отделениям Академии. Бюро отделений было предоставлено право самим определить порядок и принципы распределения этих показателей по учреждениям, в т. ч. с учетом результативности их работы. Учитывая крайне сжатые сроки, большинство отделений равномерно распределило указанные задания по учреждениям, входящим в их состав, исходя либо из фактической среднесписочной численности (для всех), либо из утвержденной нормативной численности (для всех). Естественно, что абсолютные цифры сокращения для отдельных учреждений могли различаться.


Все данные анализировались и обобщались Финансово-экономическим управлением, и у нас нет оснований для утверждения о том, что «многие институты в Москве, которые патронируются некоторыми членами Президиума РАН, сокращения вообще почти не затронули». Если они есть у г-на Ливанова, то было бы интересно с ними ознакомиться.


Складывается впечатление, что г-н Ливанов недостаточно знает не только работу Академии, но и деятельность Министерства образования и науки. Так он ссылается на утвержденную Министерством и РАН Программу модернизации Российской академии наук. Такого документа не существует. Утверждение о том, что зарплата аппарата Президиума РАН повышаться не будет и «это наша принципиальная позиция», противоречит письму Минобранауки России (от 30.06.2006 г. № ВФ-1183/02), которым в соответствии с поручением Правительства РФ, Минобрнауки России одобрил и направил на согласование в Минфин России проект постановления Правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты труда руководителей и работников аппарата Президиума Российской академии наук, аппаратов президиумов ее региональных отделений и научных центров». Министерством и Президиумом РАН завизирован и направлен на согласование в Минздравсоцразвитие России проект приказа об утверждении Положения о порядке и условиях выплат стимулирующего характера, в отсутствии которого г-н Ливанов упрекает Академию.


Кроме того, ряд положений интервью, касающихся определения «радикальных» и «эволюционных» путей модернизации Академии, относится к компетенции Правительства РФ, а не только Минобрнауки России и тем более не отдельных его, даже высокопоставленных руководителей.



Начальник
Финансово-экономического управления
Российской академии наук А.И.Коношенко


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок