Дискуссия о совершенствовании экспертной деятельности РАН состоялась на заседании президиума академии 18 января в ходе обсуждения докладов председателей региональных отделений о выполнении госзаданий в 2021 году.
Президент РАН, академик РАН Александр Сергеев высказал мнение, что поверхностный подход к экспертизе в ряде случаев объясняется конфликтом интересов, особенно в узких региональных научных сообществах, где «все со всеми связаны», и эту проблему тоже необходимо решать.
«Экспертирующий человек об этом не говорит, а не затрачивая даже большого времени, чтобы заработать эти 6 тысяч за экспертизу, просто пишет положительное заключение и все. Мы вообще сталкиваемся с ситуациями, когда некоторые экспертизы под копирку написаны. И это вопрос к экспертам».
Вопрос о необходимости принятия мер для того, чтобы сделать экспертизу более жесткой и совершенствовать деятельность корпуса экспертов РАН в целом, поднял председатель Уральского отделения РАН, академик РАН Валерий Чарушин.
«Эксперты работают в научных институтах, давая свой отзыв «на сторону», они занимаются работой, которая не сильно приветствуется руководством института. Если какой-то эксперт отвлекается и тратит очень много времени на экспертизу, то это должно, казалось бы, встречать поддержку – мы же действуем в интересах научного сообщества <…>. У нас в прошлом году было более 300 экспертиз, в этом году удвоилось. Мы имеем тенденцию к дальнейшему увеличению числа заключений. Провести это на качественном уровне тем же составом экспертов, не мотивируя их и не имея поддержки со стороны руководства научных организаций, в которых работают эти эксперты – я считаю, проблематично».
Тезис об относительно низкой доле отрицательных заключений прокомментировал в ходе своего доклада председатель ДВО РАН, академик РАН Валентин Сергиенко. По его мнению, если бы отказ в ходе первичной экспертизы не предполагал возможности доработки материалов, то доля отказов была бы в полтора-два раза выше:
«Вопрос это чрезвычайно сложный. Я думаю, что если бы мы поступали строго и не допускали переделки материалов, которые представляются на экспертизу, то число отрицательных заключений было бы гораздо большим. Мы, к сожалению идем, не хочу сказать на поводу, но мягко себя ведем. И когда пишем отрицательное заключение, это становится заявителям известно, поступает тут же корректировка<…>. Если это будет делаться с первого раза, то это будет не 9% (отрицательных заключений), а порядка 15-20%».
Глава Экспертного совета академии, вице-президент РАН Андрей Адрианов признал существование проблем, но в принципе не согласился с тем, что количество отрицательных заключений экспертов по тематикам научных и образовательных организаций высшего образования можно назвать значимо низким – около 15% в Уральском и более 20% в Сибирском.
«То, что увеличивается количество экспертных заключений, которые приходится выполнять региональному отделению, да, это проблема, поскольку нужно платить экспертам из бюджета отделения, и это средства. То, что некоторые отказываются, потому что цена небольшая – но она не меньше, чем в Российском научном фонде», - отметил Андрей Адрианов.
Александр Сергеев поблагодарил участников дискуссии за обсуждение проблемы, и высказал мнение, что вопрос научной экспертизы в ближайшее время будет все более активно обсуждаться.