26.05.2022
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 26.05.2022   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


26.05.2022

К статье Ганса Кребса «Становление учёного».Академик  Н. Н. Семенов.


(Николай Николаевич, Семенов, вице­ президент Aкaдeмии наук  СССР, ди­ректор Института химической фи­зики. В 1956г.  акад.  Н.  В.  Семенову и английскому учёному С. Н. Хиншелвуду присуждена Нобелевская премия за изучение цепных реакций).


Самозарождение выдающегося учёного без крупного руководителя с широким научным кругозором, без коллектива способных учеников, им подобранных, - явление крайне редкое. И наоборот, при наличии этих условий начинается цепная реакция «размножения» крупных учёных в стране.


Разбирая этот вопрос, английский учёный Ганс Кребс приводит любопытные данные и уподобляет процесс формирования учёных росту генеалогического древа, дающего все ноовые и новые ветви из одного саженца. Такое древо обычно называют научной школой.


Следует, как мне кажется, уточнить понятие , научной школы. Талантливые ученики не должны повторять  работы учителя, не обязательно должны развивать его конкретные идеи, ибо такое понимание школы нередко ведёт к эпигонству и её вырождению. Мне представляется, что научная школа - это своеобразный образ мышления и действия в науке, в подходе к решению любых научных проблем.   Яркий пример   этому – школа академика  А.  Ф. Иоффе, которая дала громадное число талантливых учёных в разнообразных областях знаний: физике, электронике, физической химии, теплотехнике и т. п. Всех учеников этой школы объединяет единый дух научного творчества, в каких бы далёких друг от друга областях они ни работали.


Потенциал науки любой страны, в первую очередь, определяется количеством высокоактивных и талантливых руководителей, и быстрое «размножение» таких руководителей становится особенно необходимым, когда общее  число  научных  работни­ ков исчисляется многими сотнями тысяч. Поэтому максимально благоприятствовать развитию плодотворных научных школ - важная, хотя и трудная задача, имеющая государственное значение.


К сожалению, не все даже самые крупные учёные могут создать научную школу. Причину этого я вижу в страстном стремлении некоторых из них решать проблему своими силами, и нм нужны, в сущности, только опытные технические помощники. И здесь задача заключается в том, чтобы хотя бы несколько талантливых людей работали рядом с такими учёными и могли перенять их опыт.


Гораздо более сложным мне представляется другой случай, когда сравнительно крупный учёный, стремясь развивать собственные идеи, отводит своему коллективу роль исполнителей отдельных частей только своих идей. Это очень опасно, поскольку такой подход к делу подавляет инициативу молодых сотрудников, суживает их горизонт.


Интересная статья Кребса в некоторой степени касается больших вопросов создания научных школ и, конечно, не исчерпывает полностью этой проблемы, которую следовало бы, более широко дискуссионно обсудить в печати.


Статья Ганса Кребса появилась в то же время, что и замечательное правило отмечать в нашей стране, тогда СССР, День химика. И хотя  с тех пор прошла целая эпоха, высказанные Кребсом мысли представляются как никогда актуальными для учёных и руководства наукой в Российской Федерации в 2022г.   



Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок