К статье Ганса Кребса «Становление учёного».Академик Н. Н. Семенов.
(Николай Николаевич, Семенов, вице президент Aкaдeмии наук СССР, директор Института химической физики. В 1956г. акад. Н. В. Семенову и английскому учёному С. Н. Хиншелвуду присуждена Нобелевская премия за изучение цепных реакций).
Самозарождение выдающегося учёного без крупного руководителя с широким научным кругозором, без коллектива способных учеников, им подобранных, - явление крайне редкое. И наоборот, при наличии этих условий начинается цепная реакция «размножения» крупных учёных в стране.
Разбирая этот вопрос, английский учёный Ганс Кребс приводит любопытные данные и уподобляет процесс формирования учёных росту генеалогического древа, дающего все ноовые и новые ветви из одного саженца. Такое древо обычно называют научной школой.
Следует, как мне кажется, уточнить понятие , научной школы. Талантливые ученики не должны повторять работы учителя, не обязательно должны развивать его конкретные идеи, ибо такое понимание школы нередко ведёт к эпигонству и её вырождению. Мне представляется, что научная школа - это своеобразный образ мышления и действия в науке, в подходе к решению любых научных проблем. Яркий пример этому – школа академика А. Ф. Иоффе, которая дала громадное число талантливых учёных в разнообразных областях знаний: физике, электронике, физической химии, теплотехнике и т. п. Всех учеников этой школы объединяет единый дух научного творчества, в каких бы далёких друг от друга областях они ни работали.
Потенциал науки любой страны, в первую очередь, определяется количеством высокоактивных и талантливых руководителей, и быстрое «размножение» таких руководителей становится особенно необходимым, когда общее число научных работни ков исчисляется многими сотнями тысяч. Поэтому максимально благоприятствовать развитию плодотворных научных школ - важная, хотя и трудная задача, имеющая государственное значение.
К сожалению, не все даже самые крупные учёные могут создать научную школу. Причину этого я вижу в страстном стремлении некоторых из них решать проблему своими силами, и нм нужны, в сущности, только опытные технические помощники. И здесь задача заключается в том, чтобы хотя бы несколько талантливых людей работали рядом с такими учёными и могли перенять их опыт.
Гораздо более сложным мне представляется другой случай, когда сравнительно крупный учёный, стремясь развивать собственные идеи, отводит своему коллективу роль исполнителей отдельных частей только своих идей. Это очень опасно, поскольку такой подход к делу подавляет инициативу молодых сотрудников, суживает их горизонт.
Интересная статья Кребса в некоторой степени касается больших вопросов создания научных школ и, конечно, не исчерпывает полностью этой проблемы, которую следовало бы, более широко дискуссионно обсудить в печати.