В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования.
Заместитель Президента РАН, член-корреспондент РАН Владимир Иванов прокомментировал результаты парламентских слушаний.
«Слушания были посвящены современным проблемам отечественного высшего образования. Об уровне можно судить по тому, что в зале присутствовали Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, руководители всех парламентских фракций, ректоры ведущих вузов, представители научного сообщества, работодатели и др.
С основным докладом выступил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, с содокладами - президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий и Председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Приятно удивило, что Минобрнауки России принципиально изменило свои подходы к образованию, которые усиленно отстаивало с 2004 года. Теперь Министерство заняло позиции, которые все это время декларировали учёные РАН и руководители ведущих вузов.
Министр признал ошибочность ориентации на подготовку «квалифицированных потребителей» взамен подготовки «творцов». Эта же позиция в той или иной степени прослеживалась и в других выступлениях.
Сергей Кабышев обратил внимание на необходимость ориентации образования на потребности работодателя.
Ключевым вопросом является отказ от отношения к образованию как к услуге. Это поддержали руководители всех фракций.
Также были затронуты вопросы школьного образования как основного института воспитания. И первый вопрос, который требуется решить - повышение статуса учителя.
В целом, следует ещё раз отметить, что красной нитью прошёл тезис, который выдвигало академическое сообщество, в том числе в аналитических материалах, представленных РАН в профильный Комитет Госдумы, об отказе от слепого копирования зарубежного опыта, а в максимальной степени использовать собственный положительный опыт.
Как заметил один из выступающих: «Мы вернулись к здравому смыслу».