Повышение эффективности инновационной деятельности и связанные с этим проблемы - темы сегодня весьма актуальные. От темпов и качества передачи результатов научных исследований и разработок в производство напрямую зависит конкурентоспособность государства на мировом рынке. Добиться успеха в этой области помогает развитие сотрудничества как внутри самой страны, так и на международном уровне.
Сотрудничество России и Германии в научно-технологической сфере имеет свою историю и традиции. Одним из примеров этого взаимодействия в области инновационной политики может служить консультационный проект программы TACIS Европейского союза ”Инновации и стратегии по использованию интеллектуальной собственности”. В его реализации участвуют Министерство образования и науки РФ, Федеральное министерство образования и исследований Германии (BMBF) и Федеральное министерство экономики и технологии Германии (BMWi). Идея совместной деятельности в этом направлении родилась еще в 2003 году. А сам проект “Инновации и стратегии по использованию интеллектуальной собственности”, рассчитанный на 18 месяцев (“Поиск” №23, 2005), стартовал летом прошлого года.
В ходе проекта уже в октябре 2005 года немецкая экспертная группа TACIS, согласно запросу Минобрнауки РФ, представила свои комментарии по предварительным материалам концепции стратегии РФ в области науки и инноваций до 2010 года, а также рекомендации по разработке и формированию современной инновационной политики, основанные на опыте Германии и других стран ЕС.
Подробнее о проекте “Инновации и стратегии по использованию интеллектуальной собственности” корреспонденту “Поиска” рассказали представители BMBF Карстен ХАЙНЦ и BMWi Катрин МАЙЕР, на которых возложено обоими ведомствами руководство проектом.
- В чем заключается содержание основных направлений в рамках данного проекта TACIS?
Карстен ХАЙНЦ (BMBF):
- Прежде всего, надо отметить, что проект направлен на использование опыта Европейского союза, в частности Германии, при выработке современной государственной инновационной политики в России, адаптацию условий государственной деятельности по инновационной поддержке России к условиям стран ЕС. Он дает вклад в дальнейшее усиление связей между Российской Федерацией и странами - членами ЕС, прежде всего Германией, в областях технологии, инноваций и экономики. Ибо проект должен дать новые импульсы для углубления сотрудничества между национальными научно-исследовательскими учреждениями и инновационными центрами, а также для развития международного обмена в этой сфере.
Использование опыта немецких экспертов в области создания структур, механизмов и инструментов реализации государственной инновационной политики в Германии и Европе должно помочь ускорить процесс развития и претворения в жизнь национальной концепции научных исследований, технологии и инновации в России, послужить импульсом для дальнейшего развития структур, поддерживающих инновации.
В проекте TACIS шесть тематических направлений: анализ и описание инновационной системы РФ и сопоставление ее с аналогичной системой Германии; государственные программы стимулирования технологии и инноваций на примере оптических технологий; усиление ориентации на применение научных исследований, новая направленность профилей институтов; технологические и деловые центры, а также развитие и усиление инновационных сетей и кластеров (так называемых стержней роста); использование интеллектуальной собственности; улучшение рамочных условий для международного сотрудничества.
По всем этим направлениям работают совместные российско-немецкие группы экспертов. Со стороны Германии это 50 высококвалифицированных специалистов, представляющих федеральные и земельные министерства, научно-исследовательские институты, такие как “Fraunhofer-Gesellschaft”, немецкий Институт экономических исследований, агентства по использованию патентов, различные компании и научно-исследовательские учреждения, в частности центр Россендорф. Среди учреждений-партнеров с российской стороны наряду с Минобрнауки выступают Роснаука, Лазерная ассоциация, Институт проблем химической физики РАН (Черноголовка), Институт биохимии им. А.Н.Баха РАН, Московский госуниверситет пищевых производств, а также центры технологий.
- Каковы впечатления немецких экспертов от проекта модернизации российской инновационной системы?
Катрин МАЙЕР (BMWi):
- Сегодня Россия располагает огромным потенциалом в области передовых исследований и инновационных отраслей промышленности. Значительную роль в этом сыграли серьезные экономические реформы, произошедшие в вашей стране за последние 15 лет. Россия теперь на правильном пути, и предпринимаются большие усилия, чтобы по возможности более эффективно внедрять результаты научных исследований и более интенсивно использовать их в промышленном производстве продукции, имеющей спрос на мировом уровне. Важно уделять особое внимание созданию упомянутых в стратегии Минобрнауки так называемых технологических коридоров с упором, прежде всего, на технологии, которые, как показал опыт других стран, конкурентоспособны на международных рынках завтрашнего дня. Особенное значение при этом имеет и создание условий для развития инноваций, которые мотивируют науку к достижению наилучших результатов, дают предприятиям возможность самостоятельного выбора, куда именно направлять капитальные вложения. Наряду с законодательным регулированием важную роль играют и так называемые мягкие факторы - поддержка культуры предпринимательства и создания новых предприятий, которые обеспечивают благоприятный инновационный климат во всем обществе.
Карстен ХАЙНЦ (BMBF):
- Следует отметить, что привлекательность российской научно-исследовательской деятельности на международном уровне по-прежнему сильна. Примером тому могут служить успешная работа Международного научно-технологического центра, INTAS и активный международный обмен экспертами. Кстати, российские эксперты являются одной из крупнейших групп иностранных ученых, которые участвуют в проектах исследовательских институтов в Германии. Но думается, особенно успешно высокий потенциал российских ученых может быть развит в будущем лишь тогда, когда удастся увлечь молодое поколение исследованиями и разработками, предложив ему в перспективе серьезный профессиональный рост. Очень радует, что Минобрнауки России постоянно подчеркивает необходимость создания привлекательных условий для деятельности в области образования и науки.
Как известно, увеличение удельного веса затрат на исследования и разработки в российском ВВП к 2010 году до двух процентов занимает центральное место в стратегии Правительства РФ. Выделение большего объема государственных средств на исследования, технологию и инновации означает важную инвестицию в будущее. Но и экономика также должна увеличить свой вклад в расходы на научные исследования и разработки (НИОКР). Кстати, в рамках Лиссабонской стратегии страны - члены Евросоюза уделяют большое внимание повышению удельного веса НИОКР.
Государственные учреждения будут и далее играть важную роль в реализации современной государственной инновационной политики в России, что необходимо для продолжения перестройки сферы исследований. Ключевые понятия в этом контексте - академическая реформа и укрепление точек сопряжения между образованием, исследованиями и экономикой.
В России процесс создания и развития малых и средних предприятий пока находится на ранней стадии и в условиях переходного периода требует со стороны государства особых действий, в частности, помощи в создании предприятий, ориентированных на развитие технологий, обеспечения им на начальном этапе поддержки и содействия для выхода на рынок инновационных продуктов и услуг. Свою роль в определении тематики научных исследований должна сыграть и российская промышленность: ведь именно она является потребителем результатов разработок ученых. Важно, прежде всего, тесное взаимодействие между наукой и экономикой, позволяющее своевременно ориентировать прикладные исследования на спрос предприятий.
Кроме того, в государственном спросе на новые виды продукции, методы и услуги заложен колоссальный потенциал для развития технологий и инноваций. Именно инновационные виды продукции и решения могут внести вклад в укрепление экономического роста и тем самым в улучшение уровня жизни каждого гражданина в отдельности и одновременно послужить достижению других целей, например, сбережению энергии, внедрению как экологически чистых, так и более экономичных технологий и содействию новых технологических разработок.
- Насколько сопоставимы инновационные системы России и Германии?
Катрин МАЙЕР (BMWi):
- В рамках нашего проекта обе инновационные системы не только представляются, но и сравниваются. Итоги этой работы, как и всего проекта, российские и германские эксперты подведут в ноябре текущего года.
Важная основа такого сравнения - понимание того, что инновации сегодня должны быть конкурентоспособными в условиях глобального рынка. Потому одна из задач современной государственной инновационной политики - создание наилучших условий для развития инноваций, эффективных механизмов и инструментов содействия этому процессу.
Различия в подходах к выстраиванию инновационной системы в России и Германии, как, впрочем, и в других странах, конечно существуют. Это стало ясно еще при определении основных понятий инновационной деятельности, которые в некоторых случаях значительно отличаются друг от друга. Для Германии, например, характерна относительно высокая доля инновационных малых и средних предприятий, зачастую играющих ведущую роль при внедрении новых технологий и действующих как мотор занятости. Существует конкурентоспособная на международном рынке сфера исследований с широким спектром научно-исследовательских задач.
Признаком же российской инновационной сферы служат быстрый рост имеющихся в наличии финансовых средств для стимулирования исследований и модернизации их сферы и важная роль РАН.
Понятно, что для наших российских партнеров особое значение имеет не столько сравнение инновационных систем стран, сколько обмен опытом создания соответствующих условий, структур и инструментов для успешной инновационной политики, что и является предметом нашего проекта. Самыми важными принципами создания эффективной инновационной политики можно назвать, во-первых, усиление свободы и ответственности науки, во-вторых, усиление соревнования за средства поддержки в областях науки и исследований и более тесное взаимодействие науки и экономики. Только это гарантирует высокое качество усилий ученых и получение ими научных и исследовательских результатов с высоким потенциалом успешной коммерциализации на отечественном и международном рынках.
Решение о том, как именно и в какой степени использовать полученные в ходе данного проекта результаты для развития инновационной системы России, предстоит принять нашим российским партнерам. Подробнее об итогах нашей совместной работы пойдет речь на встрече в Минобрнауки РФ в ноябре.