Сокращения в институтах РАН будут проводиться с учетом эффективности их работы.
Вступив на дорогу реформ, Академия наук начала мерить пройденное этапами. Тернистый путь к обещанной зарплате в 30 тысяч рублей разбит на три таких периода. Первый из них, начавшись в мае, должен вскоре завершиться. Начало второго этапа пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда постановлением правительства №236 обозначено нечетко - “не ранее 1 января 2007 года”. Но, поскольку средства на повышение должностных окладов выделены с начала года, всем ясно, что с подведением итогов нынешней ступени тянуть не стоит. Промежуточные результаты работы отраслевых отделений РАН по выполнению указанного постановления правительства обсуждались на состоявшемся недавно заседании Комиссии по совершенствованию структуры РАН под председательством вице-президента РАН академика Валерия Козлова. Дискуссия на этой встрече велась довольно бурная. “Поиск” попросил Валерия Васильевича ее прокомментировать. - Комиссия продолжает свою работу, - рассказывает В.Козлов. - Мы рассматривали, в частности, как выполняется решение Президиума академии о сокращении в РАН числа юридических лиц. С середины 2005 года их стало на 30 меньше, еще 45 было ликвидировано раньше, когда комиссией руководил академик Геннадий Месяц. На сегодня все намеченные шаги в этом направлении сделаны. Второй обсуждавшейся на заседании темой стал анализ представленных отраслевыми отделениями РАН данных по эффективности работы всех входящих в них институтов. Количественные показатели эффективности были разработаны уполномоченной на это группой нашей комиссии под руководством академика Николая Платэ. - Что же нового выяснила комиссия о подведомственных организациях? - Ничего неожиданного мы не узнали. Выводы по состоянию институтов в целом удовлетворительные. Отмечено совпадение индикаторной оценки с субъективным мнением экспертов. Однако возникла дискуссия - нужно ли на основании полученных данных составлять рейтинги НИИ. Некоторые наши коллеги сомневаются, что такие рейтинги объективно и во всей полноте отражают качество работы институтов. Стоит отметить, что мы проводили этот анализ не для галочки. В рамках пилотного проекта академия взяла на себя обязательства по постепенному уменьшению в течение трех лет количества бюджетных ставок. Перед нами стоит вопрос о том, как вести это сокращение по отделениям и институтам. Уравнительный принцип, в основном использовавшийся на первом этапе, себя не оправдал. Мы должны учесть критические замечания ряда наших коллег, протесты профсоюза и ко второму этапу подготовиться более тщательно. - Правильно ли я понимаю, что сокращения по организациям будут распределяться на основании их рейтингов? - Скажем так: при определении процента сокращаемых бюджетных ставок объективные показатели эффективности работы института будут учитываться. Кроме того, будет браться в расчет и то, какую часть бюджета организации составляют хоздоговорные работы, гранты и так далее. Мы не хотим терять свой кадровый потенциал, однако не все академические НИИ объективно имеют возможность перевести сотрудников на внебюджетное финансирование. - Разработан ли механизм учета указанных вами параметров? - Окончательное решение здесь пока не сформулировано. Но мы это сделаем к началу второго этапа пилотного проекта, когда будут решены все вопросы по первому. А их осталось немало. Академия свои обязательства выполняет четко: на заседании комиссии был подведен итог - более 80% институтов центрального региона, Сибирского и Дальневосточного отделений уже сократили свою численность до нормативной и перешли на новое штатное расписание. Однако формально вводить его мы не имели права, поскольку аттестация на новые должности еще не проведена. Положение об аттестации должно утвердить правительство, этот документ принципиально согласован академией и всеми ответственными министерствами. Но Минобрнауки считает, что сначала должно быть принято другое положение - о стимулирующих надбавках. А оно зависло на согласовании в Минздравсоцразвития по непонятным для нас причинам. - Говорят, на заседании комиссии представители ряда отделений заявляли о невозможности продолжать сокращения и призывали их прекратить... - Да, руководители региональных научных центров жаловались, что не могут увольнять людей, так как в научных городках трудно найти другую работу. Но, во-первых, об этом надо было говорить раньше, когда внутри отделений распределялись параметры сокращения. Кроме того, нужно стремиться переводить сотрудников на частичную занятость по бюджету с компенсацией остального окладного фонда из внебюджетки. Это серьезная, кропотливая организационная работа, но заниматься ею необходимо. Об отказе от дальнейших сокращений не может быть и речи. Данное решение академии закреплено в постановлении правительства, и его надо исполнять, а не дискутировать. - Как же в таких условиях академия может совершенствовать свою кадровую структуру? - Вопрос закрепления научной молодежи для нас действительно очень важен. Президиум РАН выделил средства для организации дополнительных рабочих мест для молодых ученых. Выпускников аспирантуры наших институтов по заявкам НИИ мы будем брать на временную работу сроком до трех лет. Таким образом, удастся сохранить талантливую молодежь в орбите институтов на время пилотного проекта. В 2008 году ситуация стабилизируется, и, я надеюсь, численность сотрудников академии начнет расти - именно за счет привлечения этих молодых ученых уже на постоянной основе. Кроме того, существует договоренность с фондами РФФИ и РГНФ, которые готовы оказать содействие в создании временных ставок для способной академической молодежи. Так что различные варианты для сглаживания негативных сторон реформирования мы предусмотрели. Ну а позитивный момент всем известен - увеличение заработной платы. Вместе с тем на заседании комиссии было отмечено, что проводимые мероприятия дисциплинируют наши институты. Становится более серьезным отношение к планированию научных исследований, четче контролируется качество работы институтов и научных сотрудников. Надежда ВОЛЧКОВА