04.01.2007

04.01.2007   Карта сайта     Language По-русски По-английски

04.01.2007

Достать Перельмана

Американский журнал Science по традиции назвал десять наиболее значимых научных открытий уходящего года

Елена Лозовская, "НАУКА И ЖИЗНЬ", СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ"

Дата публикации 31 декабря 2006 г.

Первое место в рейтинге отдано российскому математику Григорию Перельману, сумевшему доказать гипотезу Пуанкаре.

Эта математическая задача, относящаяся к области топологии, ждала решения сто лет. Лучшие математические умы безуспешно бились над ней. Эксперты тщательно изучили доказательство и не нашли в нем противоречий, что послужило основанием для присуждения Перельману медали Филдса - высшей математической награды, которую он, правда, отказался принять.

Топологию часто называют "геометрией резинового листа", поскольку любые пространственные формы, которые можно получить друг из друга с помощью растяжения и искривления, без разрезов и склеек, считаются одинаковыми. Например, по этой теории бублик и кофейная чашка - одно и то же. Гипотеза, сформулированная Пуанкаре в 1904 году, утверждает, что все трехмерные поверхности в четырехмерном пространстве с точки зрения топологии эквивалентны. Ее доказательство - превращение из гипотезы в теорему - имеет огромное значение для понимания пространственной организации Вселенной.

На втором месте в "горячей десятке" стоит успешное начало работ по исследованию ДНК неандертальца и мамонта. Новые данные подтвердили выводы, сделанные ранее: человек и неандерталец разошлись от общего предка примерно 450 тысяч лет назад. Пока что удалось прочесть отдельные фрагменты ДНК, выделенной из образца кости неандертальца, включающие в общей сложности около миллиона нуклеотидов. Это всего лишь доли процента от их общего числа, однако эксперты считают, что расшифровка полного генома древнего родственника человека - дело ближайшего будущего. Те же методы привели к значительному прогрессу в расшифровке генома мамонта.

Третье место отдано исследованиям, определившим, что таяние полярных льдов происходит с угрожающей скоростью. Ежегодно ледники Гренландии теряют по крайней мере 100 гигатонн льда. Это приводит к медленному, но неуклонному повышению уровня Мирового океана. Оценить масштаб явления позволили регулярные наблюдения за массой ледового покрова при помощи двух искусственных спутников.

На четвертом месте - находка доисторической рыбы, которая, возможно, является переходной формой между обитателями моря и суши. Обнаруженное на севере Канады трехметровое существо назвали тиктаалик, что означает "большая пресноводная рыба". Возраст находки оценивается в 375 миллионов лет. С первыми четвероногими древнюю рыбу сближает строение скелета. По-видимому, она использовала передние плавники не только для плавания, но и для ходьбы по дну. Хотя тиктаалик имел развитые жабры, вполне вероятно, что он мог дышать и атмосферным воздухом. Однако пока нет оснований считать древнюю канадскую рыбу предком всех четвероногих: не исключено, что это одна из тупиковых ветвей эволюции.

Пятое место досталось изобретению под условным названием "плащ-невидимка". Речь идет о покрытии, которое делает невидимым все, что находится под ним. Правда, эффект невидимости существует только в микроволновом диапазоне и наблюдать его можно с помощью специальных преобразователей электромагнитных волн. Теоретически доказано, что такие покрытия возможны и для других длин волн, в том числе и в оптическом диапазоне. Но вряд ли стоит ожидать, что в ближайшие годы появится "плащ-невидимка", действие которого можно будет увидеть невооруженным глазом.