РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 19.03.2008   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


19.03.2008


Уравнение для высшей школы


Министр Андрей Фурсенко: в России максимум 10-15 процентов хороших вузов












Версия для печати  "Российская газета" - Федеральный выпуск №4614 от 18 марта 2008 г.















Сколько средств направлено в нацпроект "Образование"? Надо ли открывать новые государственные вузы? Какова доля высококвалифицированных специалистов среди выпускников вузов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с главой минобрнауки Андреем Фурсенко.


Российская газета : Андрей Александрович, нынешняя весна - время активных действий в рамках нацпроекта "Образование". Совсем скоро начнется конкурсный отбор инновационных учреждений начального и среднего профобразования, трех тысяч лучших школ. А сколько всего средств уже направлено за два прошедших года на нацпроект?


Андрей Фурсенко : Около 100 миллиардов рублей из федерального бюджета. Однако можно говорить об удвоении этой суммы за счет региональных бюджетов.


РГ : Как известно, победители среди учреждений профтехобразования получают на два года по 20-30 миллионов рублей, среди школ - по миллиону. Кстати, по итогам двух прошедших в рамках нацпроекта конкурсов регионов обнаружились субъекты РФ, которые не смогли в полной мере реализовать полученные гранты. Какова их судьба?


Фурсенко : Все субъекты РФ - победители этого конкурса вместе с победой взяли на себя определенные обязательства. В результате десять регионов справились с ними нормально. Они сейчас заключают контракты еще на год, продолжают работать.


Еще в одиннадцати регионах выявились различные мелкие проблемы, из-за которых не все удалось выполнить. Поэтому с ними мы заключили условные контракты на полгода, а по результатам полугодия уже решим, продлевать их или нет. И наконец на данный момент есть три региона (Волгоградская, Новгородская и Ивановская области), которые не выполнили в полной мере свои обязательства по введению новой системы оплаты труда. Поэтому конкурсная комиссия решила заключить с ними контракт на полгода, сократив финансирование на 20 процентов. Подчеркну: у каждого из этих регионов есть и свои достижения, есть и объективные причины, почему что-то не получилось. Но здесь мы пошли по прямому и честному пути. Обязательства взяты на определенный срок, подпись под ними есть. Вовремя выполнить не удалось - придется отвечать.


РГ : Рано или поздно все регионы примут участие в конкурсе. А что потом?


Фурсенко : Не надо забывать, что у нас преобразования идут не только в тех регионах, которые участвуют в конкурсах нацпроектов. Модернизация системы образования идет своим чередом и в "неконкурсных" областях. В этом году, например, среди победителей конкурса оказался Пермский край. Регион участвовал в конкурсе и в прошлом году, но не победил. И тем не менее там велась активная работа. И вообще, когда мы смотрели заявки на нынешний конкурс - были приятно удивлены: многие регионы стартовали не с нуля, а уже с довольно серьезными положительными изменениями в системе образования. Поэтому для каких-то перемен участие в конкурсе вообще не обязательно. Но система, которая реализуется регионами-победителями, доказывает свою эффективность и работоспособность. Думаю, так или иначе к 2010 году все регионы России начнут ее реализовывать.


РГ : Многие недавно принятые образовательные законы, такие, как закон о ЕГЭ, об уровнях выс-шего образования, новых стандартах, вступают в силу в 2009-2010 годах. То есть через год нас ждет некий революционный этап в российском образовании?


Фурсенко : Образование - сфера достаточно консервативная. И она должна развиваться без каких-то скачков. Поэтому сейчас мы накапливаем количественные изменения. Это касается и единого государственного экзамена, и вопроса, связанного с изменением новых стандартов. Хочу напомнить, кстати, что впервые в новых стандартах образования зашла речь об условиях получения этого образования. Не только методические основы и базовые представления о том, чему и как учить, но и где учить, на чем учить.


Мы считаем, что изменения будут проходить год за годом. Но, на мой взгляд, ключевым в образовании был 2007 год. Потому что начались системные изменения оплаты труда и условий работы. И на базе более чем двух десятков регионов было показано, что это абсолютно возможно и что это работает. Причем уровень территорий самый разный - от весьма обеспеченных до небогатых.


А в этом году, например, впервые запускается проект школьного питания. Очень важный проект, который позволит изменить нынешнюю систему школьного питания в лучшую сторону. Сегодня в редкой школе предложат ребенку сбалансированное меню. Все чаще сладости и фаст-фуд. Можно бороться с этим простыми жесткими запретительными мерами. Но этого мало - надо предложить альтернативу. Только что прошел конкурс проектов по совершенствованию организации питания в школах. Есть 14 регионов-победителей и в них более 400 тысяч школьников охвачено экспериментом. Это, конечно, не полный охват, но вполне репрезентативная выборка. На 2008 и 2009 годы в федеральном бюджете на эти цели заложено по 500 миллионов рублей.


РГ : С 2009 года заработают новые образовательные стандарты - федеральный закон об этом уже принят. Кто разрабатывал эти стандарты?


Фурсенко : Ведущие вузы страны с участием работодателей. Благодаря тому, что у нас принят закон об участии работодателей в образовании, они получили и формальные возможности участвовать в разработке стандартов, следить за их исполнением. Например, по таким направлениям, как авиация, атомная энергетика, очень активное участие в разработке принимают представители соответствующих предприятий.


Я считаю, что крайне важно и полезно, когда предприниматели сами преподают в вузах: читают лекции, ведут семинары, берут уже не просто студентов, а конкретных людей из своей группы на практику к себе на предприятие. С принятием закона об интеграции образования и науки стало вполне реально, скажем, создавать базовые кафедры компаний в вузах, открывать совместные лаборатории. Но все это может эффективно работать только при непосредственным участии достаточно знаковых фигур из мира бизнеса. И у нас уже есть такие примеры, когда известные бизнесмены всерьез начинают заниматься образованием в том или ином вузе.


Я много говорил с нашими авиаторами. Они очень серьезно относятся к тому, каких специалистов готовят для них, допустим, МАИ, МАТИ, другие авиационные институты. Подготовка устраивает не всегда. То же самое с подготовкой специалистов в области туризма. Недавно был в Сочи, там есть университет туризма и сервиса. Сами понимаете, востребованность в кадрах с такой подготовкой там огромная. Но в хорошо подготовленных по специальности кадрах. Именно ради этого надо приглашать вести лекции и занятия представителей соответствующих сфер. Потому что студентов конкретного отраслевого вуза должны "вести" люди из конкретного, здесь - гостиничного, бизнеса.


РГ : Существует мнение, что в России маловато вузов, в Америке, например, их раза в четыре больше. Вам так не кажется?


Фурсенко : На самом деле это не так. В Америке ненамного больше вузов. К тому же в Америке, например, нет такого понятия, как филиальная сеть, которая есть у нас. И не надо забывать, что Америка большая страна, там население 300 миллионов человек. У нас же - 140 миллионов. Однако что остается фактом: Америка очень выигрывает у нас с точки зрения экспорта образования, привлечения иностранцев.


Я не думаю, что у нас мало вузов. У нас не так много хороших вузов. Думаю, процентов 10-15 максимум. Этот вопрос решается не количеством, а резким улучшением качества. Тут у нас проблема, несомненно, есть. Так же, собственно, как и среди студентов: по-настоящему учатся не более трети, которые пришли в вуз не просто за дипломом, а получить знания и профессию.


РГ : То есть российская экономика получает отдачу лишь в 30 процентов квалифицированных специалистов?


Фурсенко : Высококвалифицированных - да. Плюс еще процентов 30-40 тех, кого можно доучить. Остальные люди реально, по-настоящему, в высшем образовании не нуждаются.



Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок