РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 28.03.2012   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


28.03.2012

Нужна ли России наука?


27.03.2012

Интервью члена-корреспондента РАН, директора Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе Российской Академии наук А.Г.Забродского: "Дело за политической волей"



Нельзя не видеть огромного контраста между политической декларацией о том, что инновационное развитие есть стратегический курс России, и тем, как в реальности принижается роль науки, какая царит путаница в призванных обеспечить такое развитие процессах – от законодательных до организационных и инвестиционных. Директор Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе Российской Академии наук (ФТИ) член-корреспондент А.Г.Забродский видит начало решения накопившегося комплекса проблем научно-технического развития страны с реформы государственного управления в сфере исследований и разработок (НИОКР): с создания в структуре будущего Правительства России нового Министерства науки и технологий - соответствующее письмо он направил Председателю Правительства Российской Федерации.


Редакция обратилась к А.Г.Забродскому за комментариями.


- Андрей Георгиевич, скажите, чем вызвано ваше обращение?


- Прежде всего, хронически не решаемыми проблемами государственного регулирования в сфере НИОКР, а также крайне неудовлетворительным состоянием самой этой сферы.


По программам инновационного развития государству пока не удалось обеспечить уровень перспективного планирования, который необходим для разработки так называемых «дорожных карт», ориентирующих инвесторов и разработчиков в сфере НИОКР. Не удалось и мотивировать отечественный бизнес на инновационное развитие и заказы для этой сферы.


Предложенная Президентом РФ в послании Федеральному собранию еще в 2007 году программа технического перевооружения научных школ и коллективов разработчиков исследовательских институтов до сих пор не реализована. Есть опасение, что сферу НИОКР может не затронуть и недавняя предвыборная инициатива - по созданию 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, хотя, казалось бы, именно с нее следовало бы начинать.


Относительно недавнее важное начинание по созданию программ инновационного развития предприятий и технологических платформ вязнет в межведомственных согласованиях. Правительство вынуждено принуждать предприятия к инновациям, но тем не достает мотивации и возможностей, зачастую просто нет новых разработок. Не всегда теперешние предприятия могут сделать эти разработки сами. В прошлом остались так называемые научно-производственные объединения, где было и производство, и разработки. Некогда могущественная в нашей стране отраслевая наука сильно ослабла и не в состоянии сейчас обеспечить производство новыми конкурентными разработками.


- Т.е. вы хотите сказать, что нынешняя система организации исследований и разработок не справляется?


- Эта система фрагментарно сложилась в России за последние двадцать лет. Основу ее составляют не очень эффективные и весьма слабо связанные между собой федеральные целевые программы с главными показателями в виде объемов затрат. Другими словами, осваиваемые объемы финансирования из средства достижения цели − разработки конкурентноспособного на рынке продукта стали постепенно превращаться в саму цель.


За эти же двадцать лет из-за отсутствия заказов и инвестиций действующая сфера НИОКР сократилась и ослабла, утратила соответствие мировому уровню по технической вооруженности и инфраструктуре, а во многих направлениях − и по самим разработкам. Важно при этом, что, вопреки всему сказанному выше, сохранилась, часть научных школ и коллективов разработчиков, которые пока еще способны обеспечить вывод на производство конкурентоспособной продукции при условии приведения их технической вооруженности в соответствие с требованиями производства.


Однако господдержка в основном предоставляется не им, а взращиваемым новым субъектам сферы НИОКР (малый и средний инновационные бизнесы, университеты), куда перемещается как финансирование работ, так и создание необходимой инфраструктуры. Имея ввиду длительный срок подготовки квалифицированных кадров и еще более длинный срок становления научных школ (который составляет не менее двух десятилетий), им, однако, по крайней мере, в обозримом будущем, не под силу решать неотложные масштабные задачи реиндустриализации страны. Те самые задачи, о которых в своих программных статьях недавно писал тогда еще кандидат в Президенты страны В.Путин.


- В Минобрнауки, надо полагать, видят эти перекосы и проблемы?


- В зоне ответственности Минобрнауки находится огромный образовательный комплекс, а, соответственно, и весьма большое количество обязательств и нерешенных проблем, связанных с реформированием сферы образования. Ежедневно Вы можете видеть это по телевизионным каналам. На фоне всего этого сфера исследований и разработок пребывает в тени и выходит из нее лишь после крупных аварий и катастроф, подтверждающих, что в этой области накопилось немало проблем. Многомиллиардные инфраструктурные программы технического перевооружения последних шести лет сориентированы, в основном, на университеты. Некоторые программы, например, призванные оживить сферу НИОКР для предприятий с государственным софинансированием разработок в объеме 50 %, изначально не предусматривали участи каких-либо субъектов, кроме университетов.


Появился даже такой термин: «создание параллельной науки», к которой помимо университетов и зарождающегося малого инновационного бизнеса относят новые структуры типа «Сколково» или Федеральных научных центров. При этом армия ученых из существующих субъектов НИОКР − исследовательских центров, включая академические, по сути, лишена возможности вести активные «боевые» действия на ниве новых разработок в ожидании допуска к реальным проектам инфраструктурного и технического перевооружения. Хотя именно они и развившийся из них за два последних десятилетия наукоемкий бизнес и являются той реальной производительной силой, которая обеспечила и по сей день обеспечивает разработками развитие ее высокотехнологичных отраслей в стране. Не счесть подобных примеров и в, без малого, столетней истории нашего легендарного Физтеха. В прошлом году, например, благодаря этим работам Институту удалось удвоить свой академический бюджет, несмотря на катастрофический износ основного оборудования.


Хочу завершить сравнение с армией следующей мыслью. Никому ведь не пришло в голову создавать в России «параллельную» армию из-за того, что армейское вооружение устарело, а боевая подготовка ослабла и процветает дедовщина. А ведь подготовка сержанта-сверхсрочника много быстрее и дешевле, чем исследователя-разработчика!


Тем не менее, несмотря на проблемы сферы НИОКР, как отмечалось в недавних программных статьях В.Путина, впереди у нее новые масштабные задачи.


- Что конкретно вы имеете ввиду?


- Ну, во-первых, грандиозную задачу перевооружения армии и выполнения многотриллионных заказов по ее перевооружению. Эта сверхзадача потребует огромных совместных усилий – с одной стороны, оборонно-промышленного комплекса страны, а с другой - работающих в сфере исследований и разработок гражданских ученых. Потребуется решительно сломать множество бюрократических и межведомственных барьеров.


Другой вызов для отечественной системы исследований и разработок проистекает из неумолимо приближающегося факта вступления России в ВТО. Он резко ускорит процесс реиндустриализации, даст отсчет времени, начиная с которого в течение нескольких лет государство должно будет минимизировать свое участие в поддержке бизнеса, промышленных производств, сельского хозяйства. Где-то будет в распоряжении несколько лет, где-то удастся выторговать побольше. Так или иначе, отпущенный срок закончится и далее только в тех участках национальной экономики что-то сможет развиваться, где удастся успеть создать конкурентоспособное производство. Остальное будет раздавлено импортом. Времени, поверьте, почти нет, если помнить, что обычный цикл НИОКР составляет несколько лет.


- И кто у нас сейчас отвечает за сферу НИОКР?


- Никто! Точнее - многие министерства понемногу. Но более других по видимому – Минобрнауки РФ, которое, как я уже сказал, в основном, сосредоточило интеллектуальные и финансовые ресурсы на другой не менее масштабной задаче – развитии системы образования. Оно отвечает за детские сады, за школы, за ЕГЭ, за переобучение демобилизованных военнослужащих, за университеты, стипендии, общежития, зарплаты воспитателей, учителей, преподавателей университетов и т.д и т.п. А за сферу исследований и разработок, за ее использование в интересах экономического развития страны или, точнее говоря, неиспользование – спросить не с кого.


Иными словами, несмотря на огромное количество проблем субъектов НИОКР, начинать следует именно с реформы системы государственного управления этой сферой.


- По-видимому есть положительные примеры – скажем, в нашей истории, или в зарубежной практике…


- Значимость развития сферы исследований и разработок в бывшем СССР была очевидной и рядовым гражданам, и правительству, ибо она служила базой для решения задач индустриализации и обороны страны, т.е. обеспечивала ее технологическую и экономическую независимость. Сфера НИОКР представляла собой развитую систему со своими субъектами − институтами отраслевой науки (теперь уже – бывшей), а в совершенно новых направлениях − также и академическими институтами. (Например, одну из многих своих разработок, знаменитую систему «ЛФТИ» размагничивания военных кораблей наш Физтех не только создавал, но внедрял на флотах и флотилиях во фронтовых условиях первых лет войны, поскольку соответствующей службы на флоте не было.) Крупные проекты запускались постановлениями Правительства при участии Госкомитета по науке и технике (ГКНТ), как межведомственного органа, и Госплана (цикл НИОКР доходит до 5-7 лет).


Если обратимся к современному опыту динамично развивающихся государств мира из группы БРИКС (Россия, входя в эту группу, является в ней замыкающей), то увидим, что в каждой из этих стран есть свои аналоги нашего бывшего ГКНТ в лице министерств науки и технологий, выполняющих функцию преобразования достижений науки в новые технологии, которая отделена от функции руководства образованием, возложенной на другие министерства. В Китае, скажем, существовала Госкомиссия по науке и технике напоминавшая наш ГКНТ, которая в 1998 году была преобразована в Министерство науки и технологий. Кроме того, в передовых странах мира получили развитие инструменты планирования, выполняющие ряд схожих с Госпланом функций.


- В своем письме к Председателю правительства вы предлагаете распространить опыт этих стран и на Россию?


- Привожу это для справки, осознавая, что для России чужой опыт – не указ. Мотивация, на самом деле, чисто внутрироссийская. Именно гигантский объем, сложность и важность для экономики и безопасности страны задач развития сферы исследований и разработок, их межотраслевой характер, неотложность, требуют скорейшего создания специального Министерства науки и технологий (МНТ). Оно должно отвечать за весь комплекс вопросов развития сферы исследований и разработок. В их числе: целевые научно-технические программы, программы технического перевооружения и модернизации инфраструктуры, межведомственная координация, научно-техническая политика и перспективное планирование, интеллектуальная собственность и законодательное обеспечение, международные научно-технические программы, учет результатов деятельности и состояния субъектов НИОКР. Появится база данных по разработкам и реальным разработчикам.


Пользу от создания МНТ моментально ощутит весь высокотехнологичный промышленный комплекс страны.


В такой сложной сфере со множеством альтернативных вариантов развития, как исследования и разработки, как нигде, важно использовать накопленный в стране и в мире коллективный опыт. Поэтому при МНТ, его агентствах и службах целесообразно иметь Консультативные советы из представителей заказчиков, разработчиков и экспертов. С их помощью легче будет поставить заслон непрофессиональным решениям, некачественным планам, неэффективной трате бюджетных средств и элементарному жульничеству, когда, скажем в показатели по двухлетнему проекту закладываются параметры, которых прогрессивное человечество и через десять лет не достигнет. Поверьте, мы, как специалисты и эксперты в своих областях такие примеры болезненно переживаем, поскольку это дискредитирует наше общее дело. К сожалению, не всегда нас спрашивают…


- А как бы создание такого министерства помогло бы помочь в решении масштабных оборонных исследовательских задач?


- Судя по печати, с большой вероятностью в структуре нового Правительства появится орган, аналогичный Агентству передовых оборонных исследователь-ских проектов (DARPA) в США, созданный ими в ответ на наш прорыв в космос. Его задача - реализовывать через гражданских ученых проекты по заказам Минобороны и других силовых ведомств. Таких заказов сейчас будет очень много в связи с принятой программой перевооружения армии на 23 триллиона рублей. Программа настолько напряженная, что производители вооружений не будут успевать заниматься НИРами и даже ОКРами. Поэтому значительная часть НИОКР должна будет с неизбежностью выполняться силами гражданских ученых и институтов. Независимо от того, войдет ли этот российский аналог DARPA в Министерства науки и технологий или же будет существовать отдельно от него, важность деятельности МНТ для него трудно переоценить. Более того, в одиночку нашему аналогу DARPA свои задачи не решить, ибо придется бросить огромные силы на преодоление указанных выше проблем, не связанных непосредственно со спецификой военных заказов.


- Скажите о проблемах законодательного обеспечения деятельности в сфере исследований и разработок, решение которых могло бы ускорить Министерство науки и технологий.


- Сейчас в Госдуме ждут своих изменений 140 законов и актов, регулирующих трансферт технологий и интеллектуальной собственности – о каком переходе страны на инновационные рельсы можно говорить при таком положении! Это не «переход», а просто переползание какое-то. Однако вполне может оказаться, что законопроекты так и не дождутся своего принятия еще много лет, если не заставить это сделать «силой» - т.е. если не лоббировать их прохождение с максимальной настойчивостью. Скажем, будучи головным разработчиком по части создаваемой в стране промышленных производств в области солнечной энергетики, ФТИ болезненно ощущает, что если своевременно не будут решены вопросы тарифов и передачи выработанной энергии в сеть, то промышленная продукция этих производств окажется невостребованной в России. Главным государственным заказчиком и лоббистом при этом выступало бы Министерство науки и технологий. Сейчас, в его отсутствие, подобные задачи ФТИ приходится решать самому. Работа эта долгая и чрезвычайно неэффективная. Свежий пример. 20 марта 2012 года на заседании Госдумы была отвергнута поправка в Федеральный Закон «Об оружии», инициированная Физтехом через Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Дело в том, что действующая редакция ФЗ запрещает Институту проведение испытаний динамических свойств разрабатываемой им прозрачной брони на специально оборудованных и укомплектованных измерительной аппаратурой стендах с фрагментами стволов огнестрельного оружия без получения лицензии на производство оружия! Но мы не можем получить лицензию на то, что не производим! А разрабатываем мы уникальные средства защиты. Оказывается, тот факт, что в течение четырех лет Институт не можт вести испытания, кроме него самого, в государстве нашем никого не интересует. Результатом такого отношения к вопросам собственной безопасности станет закрытие разработок по направлению, в котором мы были одним из мировых лидеров. Дальше у меня слов нет, но за державу обидно.


- А как быть с «научной» частью Минобрнауки?


- Ее целесообразно отделить от «образования» и включить в состав Министрества науки и технологий. Это позволит поднять статус науки, развивать науку не только как часть системы образования, но и как производительную силу, как важнейший инструмент реиндустриализации.


При этом я имею ввиду всю науку: и прикладную, и фундаментальную, без которой немыслима постоянная подпитка прикладных исследований идеями и кадрами. Кстати, еще со времен своего основателя академика А.Ф.Иоффе наш Физтех удачно совмещает фундаментальные и прикладные исследования. Более того, вторые, как правило, проистекают из первых. У фундаментальной науки в России проблем не меньше, чем у прикладной и я намеренно их не касался здесь. Полагаю, что все их можно будет постепенно разрешить при заинтересованном участии Министерства науки и технологий.


В целом деятельность МНТ сделает участие государства, бизнеса, ученых и разработчиков сферы НИОКР в развитии экономики и обороноспособности страны значительно более эффективным.


- А если вас не услышат?


- Знаете ли, когда Конфуция спросили, как должен вести себя Ученый по отношению к Правителю он ответил: «Очень просто: говорить правду». Вот и я делаю сейчас это, исходя из опыта почти десятилетнего руководства одним из ведущих исследовательских центров страны и мира.


A насчет того, что «не услышат», не исключено, конечно: вершина вертикали власти высока. Значит кричать надо сильнее, не одному − с единомышленниками. Вопрос-то ведь архиважный: от слов о необходимости инновационного развития перейти к делу, к этому самому развитию. И неизбежно кто-то в стране должен за все, что с этим связано, отвечать. Отвечать на уровне министерства. Просто в связи с предстоящими изменениями в структуре и составе Правительства именно сейчас это сделать было бы проще и естественнее.


В начале перестройки, которую в итоге просто заболтали, никто не знал, что часы уже пущены и начали отсчитывать последние годы СССР. Кто знает, сколько времени осталось сейчас: ведь мы уже приняли серьезные вызовы – участие в гонке вооружений и в конкуренции товаров на рынке ВТО.


Беседовал Сергей Шаракшанэ


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок