РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | |
 07.11.2016   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаци


07.11.2016

 Реформа РАН как угроза национальной безопасности 17


page9image1072


Реформа РАН как угроза национальной безопасности


Провал реформы науки вызван невыполнением законов и распоряжений Президента


А.С. Асеев


Два года реформ Российской академии наук показали, что про- исходит неуклонное, а в некоторых случаях уже почти необрати- мое, ухудшение ситуации в области фундаментальных и поис- ковых исследований в России на фоне бурного развития науки в мире, увеличения финансирования в традиционных странах-лиде- рах (США, Германии, КНР, Японии, Великобритании, Франции), появления новых стран с развитой наукой (Канада, Ю. Корея, Ав- стралия, Индия, Израиль). В ближайшем соседстве с Россией в на- учной сфере теперь находятся Турция, Иран и Бразилия.


Вот некоторые неопровержимые свидетельства продолжаю- щего кризиса российской науки в условиях реформы РАН, из- ложенные в ноябрьском докладе ЮНЕСКО по науке «На пути к 2030 году»:


- вклад России в мировую науку в настоящее время состав- ляет всего 1,7%, драматически отличаясь от вкладов США 28,1%, КНР 19,6% и ЕС 19,1%;


- общее число научных работников в мире выросло на 20% и достигло 7,8 млн человек, тогда как их численность в России сократилось с 469 100 до 440 600 человек, а относительная доля РФ снизилась с 7,3% до 5,7%;


- число научных публикаций в мире выросло на 23% с 1 029 471 в 2007 г. до 1270425 в 2013 г., при этом число публикаций рос- сийских исследователей выросло с 27 418 до 29 099, но ввиду об- щего роста науки в мире, их доля уменьшилась с 2,7% до 2,3%;


- в 2013 г. были оформлено 591 российских патентов, что со- ставляет всего 0,2% от общего числа патентов в мире 277 832. - по-прежнему, основную часть студентов, ориентирован- ных на научную деятельность и обучающихся в докторантуре, принимают США (49%), Великобритания (9%), Франция (7%),  Австралия (4,6%).




Следует отметить, что по данным мирового рейтинга науч- ных организаций, проведенного журналом Nature в 2014 г., РАН занимала достаточно высокое 21-е место с хорошими возмож- ностями для продвижения вверх при условии функционирова- ния научных институтов и организаций в РАН. Первые четыре места в этом рейтинге занимали CNRS (Франция), Общество Макса Планка (Германия), Китайская академия наук и Гарвард- ский университет (США).


Подвергнутые реформированию ранее такие легендарные на- учные организации, как Московский государственный универси- тет, Курчатовский научный центр, Институт теоретический и экс- периментальной физики, Санкт-Петербургский государственный университет занимают в этом рейтинге существенно более низкие места 136, 251, 302 и 490, соответственно. Поэтому есть все ос- нования предполагать, что в результате фактической передачи ин- ститутов РАН в ФАНО, РАН в мировых рейтингах откатится во вторую, третью и т.д. сотню научных организаций мира, а само ФАНО вряд ли войдет даже в первую тысячу.


Каковы же итоги реформы РАН спустя два с лишним года после их начала в сентябре 2013 г., что можно считать позитив- ными результатами реформы?


Таковыми можно посчитать слияние РАН с бывшими РАМН и РАСХН, хотя существуют и противоположные мнения на этот счёт. Например, академик РАН А.С. Спирин считает это страте- гической ошибкой и катастрофой, не лучше оценивает послед- ствия слияния академий и председатель сельскохозяйственного отделения РАН Г.А. Романенко, так как подчинение сельскохо- зяйственных институтов ФАНО привело к тому, что теперь никто не отвечает за внедрение научных разработок. Успешным реше- нием, с моей точки зрения, является передача хозяйственных и имущественно-земельных функций от РАН в ФАНО, направлен- ное на постепенное разрешение сложных вопросов оформления и более эффективного использования имущественно-земельного комплекса РАН в условиях постоянно изменяющейся норматив- но-правовой базы.


В целом, в правильном направлении идёт процесс омоложения руководства научных организаций в соответствии с принятыми в Трудовой кодекс РФ поправками о возрастных ограничениях. Вот, собственно, и всё!page10image1512 page10image1672








Негативные результаты:


- разрушение интегрированной системы работы отделений и институтов РАН вследствие проводимой ФАНО реструктуриза- ции, в результате которой большинство институтов РАН, включае- мых в состав Федеральных исследовательских и научных центров лишаются юридического лица и самостоятельности;


- разрушение созданной в РАН системы взаимодействия с министерствами, ведомствами, корпорациями, предприятиями и регионами;


- наиболее драматично развиваются события, связанные с выполнением жизненно важных для страны задач в области безопасности, включая оборону и противодействие терроризму, продовольственную безопасность, развитие медицины и фарма- цевтики в условиях санкций, а также импортозамещения, созда- ния новых технологий, освоения Арктики и в других приоритет- ных областях. В системе ФАНО ничем не выделены институты РАН, входящие в перечень предприятий ОПК согласно реестру Минпромторга РФ, что наносит серьезный ущерб приоритетным работам для обороны и безопасности, а также в интересах пред- приятий ОПК России;


- узковедомственный подход ФАНО наносит существенный ущерб налаженной годами системе взаимодействия РАН с веду- щими университетами России, основанный на гармоничном взаи- модействии, единстве науки и образования при подготовке кадров высшей квалификации;


- РАН и ее региональные отделения утратили градообразую- щие функции в признанных во всем мире и высокоэффективных научных центрах и академгородках, таких как Новосибирский ака- демгородок СО РАН;


- нарушена система капитальных вложений в основные фонды, включая реализацию мегапроектов, строительство специализиро- ванных помещений для работы в особо чистых условиях для на- нотехнологий, наноэлектроники и современной биологии, приоб- ретение уникального дорогостоящего оборудования, капитальный ремонт зданий и помещений, поддержание на должном уровне ин- фраструктуры научных центров и академгородков;


- серьезный ущерб нанесен отлаженной системе международ- ного сотрудничества и издательской деятельности, в результате чего страдает имидж России во внешнем мире;


- происходит торможение программ РАН по строительству жи- лья для сотрудников академических институтов и организаций,




что наносит серьезный ущерб для региональных отделений РАН и молодых научных сотрудников;


- наконец, резко возросла бюрократическая нагрузка на науч- ные институты и организации, из-за чего управление осуществля- ется в авральном режиме.


Причины негативного хода реформы

Важно отметить, что не сам по себе закон ФЗ-253 «О Россий- ской академии наук, реорганизации государственных акаде- мий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» привел к перечисленным ката- строфическим последствиям, а его грубое нарушение Прави- тельством РФ и ФАНО:


Во-первых, нарушено положение Статьи 2, п.3 ФЗ-253, ко- торое однозначно закрепляет за РАН функции «...научно-мето- дического руководства научной и научно-технической деятель- ностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования».


Сложилась парадоксальная ситуация, при которой РАН практически полностью отсечена от исполнения функций научно-методического руководства некогда собственными ин- ститутами, а эту функцию де-факто исполняет ФАНО, не об- ладающее необходимыми компетенциями в научной сфере.


Несмотря на прямое указание Президента РФ В.В. Путина о реализации правила «двух ключей» в отношении научно-мето- дического руководства научной и научно-технической деятель- ностью научных организаций, это положение практически пол- ностью выхолощено в Распоряжении Правительства РФ No522 от 29 мая 2015 г. Как метко отметил академик А.Д. Некипелов, «второй ключ» оказался ключом от чужого дома. Выход из за- тянувшего противостояния РАН и ФАНО в этом вопросе может состоять в установлении законом двойного учредительства науч- ными институтами и организациями со стороны РАН и ФАНО.


Однако кардинальное решение должно включать подчине- ние ФАНО Российской академии наук, как это и предлагалось В.В. Путиным летом 2013 г.


Во-вторых, не выполняется положение Статьи 14 пп. 1, 3 ФЗ-253, относительно научных центров РАН в регионах, кото- рые «входят в структуру Российской академии наук» и «Россий- ская академия наук осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управ-лении региональных отделений РАН и региональных научных центров РАН».








Правительство РФ в лице ФАНО не выполнило положения Статьи 14 о порядке создания региональных научных центров РАН и об объемах полномочий учредителя и собственника иму- щества региональных отделений РАН. Результатом нарушения данных положений ФЗ-253 является активно проводимая ФАНО в рамках «структуризации» научных организаций в регионах, состоящая в их объединении по географическому принципу с ликвидацией юридических лиц успешно работающих и востре- бованных научных организаций. Так, в Красноярском научном центре СО РАН ФАНО планирует лишить юридических лиц и, тем самым, фактически ликвидировать исключительно востре- бованный и уникальный Институт леса им. В.Н. Сукачева и вос- требованный ведущими предприятиями ОПК Институт физики им. Л.В. Киренского.


Еще более парадоксальная ситуация складывается в Якутском научном центре СО РАН, ведущие институты которого являют- ся базовыми по выполнению работ в рамках Второй комплексной экспедиции РАН в Республике Саха (Якутия), организуемой по поручению Президента РФ В.В. Путина Пр-2014 от 29 августа 2014 г. Предупреждение угроз, связанных с повышенной вероят- ностью военного конфликта за ресурсы Арктики (выступление Руководителя Фонда перспективных исследований А.И. Григо- рьева на заседании НТС ФСБ 27.11.2015 г.), делает чрезвычайно востребованными институты Якутского научного центра СО РАН: Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова, Институт фи- зико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова, Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера и др. Немаловажным в отношении Якутского научного центра СО РАН, также как Бурятского научного центра и Тувинского инсти- тута комплексного освоения природных ресурсов (Республика Тыва), является то, что научные организации РАН в националь- ных республиках являются важной составной частью интеллек- туальной среды и во многом способствуют формированию нацио- нальной идентичности в национальных республиках.


Тем не менее, эмиссары и руководство ФАНО настойчиво про- двигают разрушительные идеи организации ФИЦ по географиче- скому принципу, шантажируя коллективы и руководство научных организацией угрозой потери бюджетного ресурса при неисполне- нии планов ФАНО по «структуризации».




Таким образом, федеральный бюджет в руках ФАНО ста- новится не инструментом развития, а инструментом угнете- ния ведущих институтов в региональных научных центрах. Можно только догадываться об истинных мотивах разрушения научных центров в регионах, но можно предположить, что глу- бинная причина состоит в высокой конкуренции в борьбе за ре- сурсы федерального бюджета, в отсутствии необходимых ком- петенций в ФАНО и в желании добиться быстрого эффекта от проведения реформ чисто административными методами. Ярким примером пассивности ФАНО в отношении эффективных мер по развитию науки в регионах является противодействие уже перезревающего решения по созданию мощного центра науки, образования, инноваций и высоких технологий в Новосибирском Академгородке – Лаврентьевского центра согласно поручению В.В. Путина от 17.02.2012, что требует создания надведомствен- ного органа управления на его территории из представителей учредителей – Минобрнауки РФ, РАН, ФАНО и администрации Новосибирской области.


Таким образом, характеризуя ход выполнения ФЗ-253, прак- тические действия ФАНО и реальное состояние российской на- уки после двух лет реформ следует заключить, что происходит невосполнимая эрозия системы научных организаций РАН, пере- данной в ФАНО, а по основным показателям российская наука уступает свои позиции в мире. При этом деятельность ФАНО нарушает основные положения ФЗ-253 и ведется в разительном противоречии с поручениями Президента РФ и необходимостью выполнения таких серьезных задач, как обеспечение безопасно- сти страны, задач по импортозамещению и развитию отече- ственных технологий высокого уровня. Основными силовыми структурами страны, Минобороны РФ и ФСБ, признано, что без участия институтов РАН невозможно обеспечение результатами фундаментальных исследований нового этапа Государственной программы вооружений и решения проблем защиты от угроз тер- роризма. В настоящее время полным ходом идет корректировка ранее разработанной в РАН программы фундаментальных и по- исковых исследований для обороны и безопасности. Однако, вы- зывает сомнение ее реализация в условиях подведомственности ФАНО научных организаций и институтов РАН.


Игнорирование или невыполнение ФАНО основных уста- новок подписанного Президентом РФ Федерального закона ФЗ-253 и других поручений Президента РФ, указанных выше, приобретает вызывающий характер в свете новых задач, по- ставленных перед сектором фундаментальных исследований и прикладных разработок.








Выводы и предложения


Выводы в отношении деятельности ФАНО по проведению ре- альной реформы РАН неутешительны и состоят в том, что


1) ФАНО не в состоянии обеспечить развитие науки в России в соответствии с современными реалиями и вызовами.


2) ФАНО оказалось организацией, преимущественно пре- следующей свои узковедомственные цели, и которая умножила многочисленные проблемы управления сектором науки и разра- боток в России.


3) ФАНО оказалось неспособным на разработку судьбоносных для российской науки меж – и над – ведомственных решений, ко- торые бы усилили позиции российской науки.


Из сказанного следует, что продолжение деятельности ФАНО в имеющемся виде приведет к ускоренной деградации академической науки России, а планируемое закрытие уникаль- ных и востребованных институтов РАН погасит многие яркие звезды российской науки.


Предложения по улучшению ситуации в академической на- уке России:


Позитивный потенциал реформы РАН, заложенный в ФЗ-253, требует безусловного выполнения основных положений этого за- кона. Предотвращение дальнейшего нарушения этого закона тре- бует коренного изменения статуса ФАНО и административного подчинения его РАН, а также устранения противоречий ФЗ-253 и подзаконных актов. Реализация экспертной функции и положения ФЗ-253 по научно-методическому руководству научной и науч- но-технической деятельностью научных организаций и образова- тельных организаций высшего образования со стороны РАН тре- бует делегирования РАН де-факто полномочий Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), в том числе, в отношении институтов РАН, ныне подведомственных ФАНО.


Эффективность предлагаемых решений должна оценивать- ся с точки зрения реального участия ведущих институтов РАН в выполнении фундаментальных и поисковых исследований по приоритетным направлениям развития экономики РФ, а также востребованностью результатов работы научных организаций ор- ганизациями-партнерами среди Министерств и ведомств, ведущих корпораций и предприятий высокотехнологического сектора экономики.




Приоритетными направлениями деятельности РАН должны быть:


Развитие топливно-энергетического комплекса и новых тех- нологий разведки и добычи нефти и газа, включая трудноизвле- каемые. Основные партнеры: ОАО «Росгеология», Минпромторг РФ, Минэнерго РФ, ОАО «Газпром», НК «Роснефть» и др.;


Оборона и безопасность, решение задач ОПК. Основные партнеры: Минобороны РФ, Минпромторг РФ, ВПК, ФСБ, МЧС, ОАО «Ростех», ФГУП «ВИАМ», предприятия ОПК России и др.;


Авиация и космос. Основные партнеры: ФКА «Роскосмос», Минпромторг РФ, ВПК, ОАО «ОАК», ОАО «Сухой», ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева», ФГУП «Центр Келдыша», ОАО «ИСС им. Решетне- ва», предприятия авиационно-космического комплекса РФ;


Энергетика, включая вторичные источники энергии, и машиностроение. Основные партнеры: Минэнерго РФ, ГК «Ро- сатом», ГНЦ «Курчатовский центр», ОАО «Русгидро», ОАО «Ро- стех», и др.;


Транспорт и логистика. Основные партнеры: Минтранс, ОАО «РЖД» и др.;


Аграрные технологии и продовольственная безопасность.


Основные партнеры: Минсельхоз РФ, предприятия аграрного ком- плекса, администрации регионов и др.;


Здравоохранение, медицина и биотехнологии. Основные пар- тнеры: Минздрав РФ, ведущие научные и лечебные учреждения Минздрава и др.,


Информатика, телекоммуникации и ЭКБ. Основные партне- ры: Минкомсвязь РФ, Минпромторг РФ, ОАО «Росэл», ОАО «НИ- ИМЭ и завод «Микрон» и др.;


Фотоника, лазерная физика, квантовые технологии. Ос- новные партнеры: Минпромторг РФ, Минкомсвязь РФ, ОАО «Ро- стех», ОАО «Росэл», ОАО «Швабе, ОАО «Пермская научно-произ- водственная приборостроительная компания», АО НПО «Орион, ОАО «Циклон» и др.;


Новые технологии освоения Арктики, развития Сибири и Дальнего Востока. Основные партнеры: Минприроды РФ, Ми- нобороны РФ, ВПК, Российское географическое общество, ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «Алроса», Минздрав РФ, адми- нистрации арктических регионов и др.;page13image920








Экологическая безопасность и прогнозирование природных и техногенных катастроф. Основные партнеры: МЧС, Минпри- роды РФ, Федеральное агентство водных ресурсов, Рослесхоз, ад- министрации регионов и др.;


Гуманитарные исследования, направленные на развитие национального самосознания, гармонизации отношений наро- дов и конфессий России. Основные партнеры: Минкультуры РФ, РГНФ, Российское историческое общество, ведущие университе- ты, администрации регионов и др.;


Подготовка высококвалифицированных кадров и интегра- ция с ведущими университетами. Основные партнеры: Минобр- науки РФ, национальные исследовательские и федеральные уни- верситеты, МГУ, СПбГУ, СПбАУ и др.;


Организация на новом уровне международного сотрудни- чества, в первую очередь, со странами ближнего зарубежья, БРИКС и ЕвразЭС. Основные партнеры: МИД, Минобрнауки РФ, Совет федерации, Госдума, ФАНО и др.


Об авторе:


Александр Леонидович Асеев — академик РАН, Председатель Сибирского отде- ления РАН, вице-президент РАН.


Читать полностью:


 


http://www.km.ru/v-rossii/2015/12/09/skandal-vokrug-reformy-ran/767821-reforma- ran-kak-ugroza-natsionalnoi-bezopasnos


 








 





 


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev .  honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2019 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок