Нобелевскую премию по химии получил выходец из России и его коллеги из США
или, куда катится мир «административной» науки …
По сообщениям Нобелевского комитета (https://www.forbes.ru/society/497790-nobelevskuu-premiu-po-himii-polucil-vyhodec-iz-rossii-i-ego-kollegi-iz-ssa) Нобелевскую премию по химии получил российский учёный Алексей Екимов и его коллеги из США. Премия присуждена за открытие и синтез квантовых точек, которые используются, в частности, в светодиодных лампах и телевизионных экранах. 78-летний Екимов работал в ФТИ им. Иоффе и в ГОИ им. Вавилова, с 1999 года является главным научным сотрудником американской Nanocrystals Technology.
«Физики давно знали, что в наночастицах могут возникать квантовые эффекты, зависящие от размера, но не могли это доказать. Однако в 1980-х годах Екимову удалось создать размерно-зависимые квантовые эффекты в цветном стекле. «Цвет исходил от наночастиц хлорида меди, и Екимов продемонстрировал, что размер частиц влияет на цвет стекла посредством квантовых эффектов», — пояснили в Нобелевском комитете».
То, что для одного является удачей, для другого– хорошо известная практика. Окончив советскую школу, а затем институт в середине 60-х трудно не познакомиться с содержанием «Курс общей химии» ( 14 издание вышло в 1962 г.) легендарного Бориса Владимировича Некрасов, двухтомник «Основы общей химии» (3 издание 1973) которого знает каждый советский химик. На 256 странице 3-го издания этого учебника читаем: «При восстановлении соединений з о л о т а оно часто не выпадает в осадок, а образует коллоидные растворы (с отрицательным зарядом частиц). ЗОЛИ эти интересны своей красивой окраской, меняющейся с увеличением размеров частиц по ряду цветов: бледио-розовый, красный. пурпурный, синий, фиолетовый. коричнево-черный. Образование пурпурного Золя при действии SnCl2 на очень разбавленные (до 0.01 мг/л) растворы соединений золота используется иногда при анализах для открытии этого элемента. Золи золота были известны ещё в ХVII веке.».
Сообщение об открытии окрашивания коллоидных растворов, жидких, или твёрдых, и изменении окраски при укрупнении коллоидных частиц, а тем более, о присуждение Нобелевской премии за «открытие», сделанное не позже ХVII века, вызвало-бы смех среди советских студентов-химиков. И досаду - среди китайцев. Ведь именно в средневековом Китае впервые «внедрена в производства» технология получения сверхплотной (прозрачной) фарфоровой керамики из коллоидных частиц кремнезёма.
Теперь всё определяется броской упаковкой научного «товара»: на наших глазах коллоидные частицы переименованы наночастицы, бионику 60-х годов называют «природоподобными» технологиями. Тем не менее, ни что не мешает нам, как и в студенческие годы, смеяться над изворотливостью англосаксов, стыдливо прикрывающих свои наивные «открытия» яркой этикеткой.